Отделения и банкоматы

Счастье в деньгах, но не во всех деньгах мира

06 ноября

«Не в деньгах счастье», – уверяют каждый день миллионы людей, не признающих доминирующую роль денег в мире. Но исследования опровергают этот тезис: уровень счастья зависит от количества денег – доказано наукой.

В 2010 году Дэниел Канеман и Ангус Дитон из Пенсильванского университета опубликовали фундаментальный научный труд, в котором на эмпирических данных показали прямую зависимость между доходами американского домохозяйства и субъективным ощущением счастья. По их подсчетам, ощущение счастья линейно увеличивалось по мере роста доходов семьи. Но после того, как они достигали уровня 75 000 долларов в год, уровень счастья выходил на плато. Дальнейшее обогащение не приносило дополнительных баллов счастя.

Долгое время эта работа оставалась своего рода эталоном в вечном вопросе. За последние 13 лет выводы Канемана и Дитона были процитированы в 273 других академических работах. Однако в 2021 году они были подвергнуты сомнению. Мэтью Киллингсворт, коллега американцев из того же Пенсильванского университета, проанализировал более 1,7 миллиона отчетов, охвативших выборку из 33 391 трудоустроенных взрослых американцев, и пришел к выводу, что субъективный уровень благополучия напрямую зависит от уровня доходов. И никаких плато по достижении уровня 75 000 долларов или какой-либо другой отметки не существует. Иными словами, чем больше человек зарабатывает, тем счастливее он себя чувствует.

Что такое счастье

В своей работе Канеман и Дитон измеряли счастье с помощью анкетных данных Индекса благосостояния Gallup-Healthways. Общая оценка выставлялась по двум критериям: эмоциональное благополучие и оценка жизни.

Под эмоциональным благополучием они понимали качество повседневного опыта человека – с какой частотой и интенсивностью человек испытывает привычные чувства, такие как радость, стресс, уныние, гнев. То есть те, что в конце концов и делают жизнь человека приятной или неприятной.

Оценка жизни – сугубо субъективное мнение человека о своей жизни.

Киллингсворт полагался на субъективную оценку благополучия из ответов людей на вопрос «как ты сейчас чувствуешь себя», на который они отвечали в смартфоне трижды в день в течение нескольких недель. Шкала ответов начиналась с "очень плохо" и завершалась "очень хорошо".

Кто прав?

Точка в споре была поставлена только в этом году: 1 марта в одном из самых авторитетных междисциплинарных научных журналов PNAS (The Proceedings of National Academy of Sciences) была опубликована совместная работа Канемана и Киллингсворта, в которой они пришли к единому выводу, определив, по каким именно причинам у них возникли разногласия.

Последних оказалось немало. Например, выяснилось, что так часто цитируемые пороговые 75 000 долларов – лимит очень условный и нуждается в коррекции. Во-первых, точного числа в опросах, в которых и собирались данные, не фигурировало. Участникам предлагалось оценить доход семьи в диапазонах. Один из таких: от 60 до 90 тысяч долларов. Во-вторых, из-за инфляции за 10 лет доллар обесценился. Поэтому новым гипотетическим уровнем американского счастья был признан семейный доход в 100 000 долларов в год.

Кроме того, дизайн первого исследования был таковым, что скорее измерял глубину несчастья, чем счастье в целом. Киллингсворт использовал совсем другой подход, собирая с помощью мобильного приложения более точные данные. Что позволило ему выстроить шкалу сразу в двух диапазонах: несчастья и счастья. Когда усилия ученых были объединены, нашлось и решение. Которое по всем признакам станет новым эталоном на многие годы.


Так счастье в деньгах или нет?

Искренне прошу меня простить за долгое вступление – оно важно для понимания проблематики, разногласий и сути ключевого вывода. Точнее сразу несколько выводов. 

К ним и предлагаю перейти.

1. Уровень счастья однозначно и надежно коррелирует с уровнем доходов. Причем до определенного уровня (в указанных исследованиях – 100 000 долларов) линейная связь примерно одинакова абсолютно для всех категорий населения.

Учитывая структуру расходов рядового американца, нетрудно прийти к выводу, что справедлива она и для украинцев. Проще говоря, люди чувствуют себя более счастливыми по мере роста доходов как минимум до тех пор, пока не выйдут на уровень, который с небольшим запасом перекрывает базовые потребности: комфортное жилье, собственное авто, доступ к еде без заметных ограничений, достаточный по времени и уровню досуг, хорошее образование для детей.

2. Но для менее счастливых людей эта связь исчезает после достижения указанного уровня доходов. Иными словами, базово несчастливые люди по мере роста доходов становятся счастливее. Но когда все ключевые потребности удовлетворены, дальнейшего роста уровня счастья не происходит. Причина может крыться в том, что такие люди либо в принципе «не умеют» быть счастливыми, поэтому закрывая деньгами ключевые причины своего несчастья, теряют прогресс. Или просто не понимают, как можно превратить деньги в счастье.

3. Чем счастливее базово были респонденты, тем сильнее была связь между дальнейшим ростом уровня доходов и ощущением счастья. Динамика роста ощущения счастья даже существенно ускорялось у 15% людей, вошедших в группу наиболее базово счастливых.


Так кто же, в конце концов, прав?

Понимаю, что тебе хотелось бы услышать более четкий и конкретный ответ. Но, к сожалению, его не существует. Да, согласно исследованиям, ощущение счастья зависит от количества денег. Однако, если ты в принципе чувствуешь себя глубоко несчастным человеком, увеличение зарплаты будет делать тебя более счастливым (или счастливой) лишь до определенного времени.

Если же ты умеешь находить радость даже в условиях постоянного дефицита денег, их безграничное увеличение теоретически сделает тебя безгранично счастливым (или счастливым). Следовательно, в результате все опять упирается в вечную дилемму "оптимист ты или пессимист".

И все же теперь научно доказано: в деньгах счастье точно есть.


x
icon star icon star icon star

Хочешь оставить отзыв о работе Unex Bank?