Отделения и банкоматы

Все по 40 грн: как экономика подписки меняет мир

02 ноября

Мировая экономика стремительно меняется и один из ключевых трендов, который является признаком десятилетия – подписка. Если ты не миллениал, возможно ты не в курсе о его существовании. В противном случае избежать подписки, скорее всего, тебе не удалось.

Мировой лидер экономики подписки – Соединенные Штаты. 53% всех цифровых подписок на планете потребляют именно жители этой страны. Средний американец подписан на 12 сервисов и в 2023 году тратил на них ежемесячно $273. Миллениалы в «подписном» рейтинге лидируют с большим отрывом, ведь каждый из них подписан в среднем на 17 разных сервисов.

Да, наиболее распространенными сервисами являются разнообразные платформы доступа к медиа-контенту. К примеру, уже упомянутые Youtube Premium и Netflix, но не только. Spotify, Disney+, Apple TV, Amazon Prime Video… Список можно продолжать. Согласно данным той же статистики, 98% американцев, которые в принципе подписаны хоть на какой-то сервис, имеют подписку на одну из упомянутых платформ. 75% имеют сразу две подписки. По оценкам, в этом году вся эта безумная армия потребителей перечислит платформам почти 300 миллиардов долларов.


Вершина айсберга

Не следует полагать, что экономика подписки ограничивается просмотром сериалов. Бизнес во всем мире ежедневно ломает голову над тем, как стать частью стремительно растущего нового тренда. Насколько стеремительно? По данным Zuora (компании, ведущей и рассчитывающей Zuora Subscription Economy Index – индекс, объединяющий предприятия из сектора экономики подписки), за последнее десятилетие бизнесы из сферы экономики подписки росли в 4,6 раз быстрее, чем компании S&P500.

Такая динамика не может оставаться без внимания. Стартапы и транснациональные гиганты – все рассуждают, как мотивировать своих клиентов подписаться на ежемесячные платежи. Amazon предлагает бесплатную доставку за два дня подписчикам сервиса Prime. Аналогичный сервис перед войной предлагала и наша Rozetka. Adobe предлагает всемирно известные Photoshop и Illustrator по модели SaaS, то есть за ежемесячную абонплату. NV.ua и тысячи известных изданий по всему миру предлагают подписаться на новости, а миллионы блоггеров призывают донатить через Patreon.

Жители нашей планеты подписываются на кулинарные рецепты, доставку лекарств, обучающие курсы, игры для PlayStation и даже на бритвы.

Это удобно не только потребителям, но и бизнесу. Не важно, пользуется ли клиент приобретенным сервисом. Он все равно заплатил за него. И продолжит платить, пока однажды не решит проверить, сколько именно денег тратит на всевозможные подписки. Но до таких проверок дело доходит не часто. Статистика говорит сама за себя: 89% подписчиков недооценивают суммы, потраченные на предоплаченные сервисы.


Хорошо или плохо

Выглядит так, будто коварные бизнесмены предпочитают обмануть рядового клиента, навязывая то, что ему не нужно. Но это очень большое заблуждение. Вся концепция экономики подписки базируется на тезисе, что предлагаемый сервис должен реализовывать конкретную потребность клиента. Закрывать так называемую "точку боли".

Стартап Dollar Shave Club нашел решение в бритье. Каждый день сотни тысяч мужчин во время бритья вспоминают, что им еще на прошлой неделе следовало приобрести новое лезвие или лосьон. А возвращаясь домой снова забывают их купить. Стартап закрыл этот пробел, предложив подписку на бритвы, лезвия к ним и средства по уходу. $9 в месяц – и курьер в оговоренное время доставит все необходимое домой. Разве не удобно?

Аналогичным образом любой другой предоплаченный сервис решает конкретную проблему. Быстрая ли доставка из интернет-магазина, новая ли серия любимого сериала под рукой – не так уж важно. Экономика подписки умерла бы еще до рождения, если бы никому была не нужна.


Банки догоняют

Есть подписные сервисы и на финансовом рынке. Хотя следует признать, их распространение крайне слабое. А в Украине эта модель вообще почти не применяется. То ли из-за низкого уровня финансовой грамотности, то ли по каким-то другим причинам, но украинцы предпочитают получить все бесплатно, избегая любых ежемесячных платежей.

Хотя на самом деле модель подписки потенциально очень хорошо встраивается в современный банкинг. Но есть ли у украинцев готовность платить банку условные 99,99 грн в месяц за карту и пакет бесплатных услуг к ней? Включающий, скажем, переводы на любые карты или счета без комиссии, коммуналку без комиссии, пониженную ставку по кредитному лимиту, повышенный кэшбек в партнерских сетях, дополнительные проценты по депозиту, сервисы вроде ведения домашней бухгалтерии, приоритетный доступ к поддержке. Список возможных финансовых сервисов можно продолжить. При условии активного пользования такими сервисам умеренная абонплата за пакетное решение, в конце концов, была бы более выгодной, чем покупка каждого из них в отдельности.

Думаю, что общий тренд экономики подписки рано или поздно все же станет частью банковского сектора. И к нему следует готовиться не только банкам, но и рядовым украинцам. Уверена, это будет интересно.

icon star icon star icon star

Хочешь оставить отзыв о работе Unex Bank?