Уже более трех лет миллионы украинцев живут за границей в статусе вынужденных переселенцев. Они строят новую жизнь, находят работу, устраивают детей в школы и приобщаются к местным общинам. Несмотря на трудности ассимиляции, украинцы не теряют связи с Украиной: поддерживают родственников, помогают армии, волонтерят и сохраняют национальную идентичность.
Знаю, что для многих решение «остаться или вернуться» зависит не только от завершения боевых действий, но и от того, какие условия для жизни, труда и образования будут иметь в родной стране после войны. Как чувствуют себя беженцы из Украины сейчас и что будет дальше? Будем стараться исследовать в этой статье.
Между интеграцией и возвращением
В 2024-2025 годах поведение украинских беженцев существенно изменилось по сравнению с периодом начала полномасштабного вторжения. На это повлияли как внешние факторы — в частности, корректировка политики принимающих стран, так и внутренние — постепенная адаптация самих беженцев к новой реальности.
Совет ЕС продлил временную защиту украинцев до 4 марта 2027 года. Принятое решение должно означать стабильность, безопасность и доступ к базовым услугам для миллионов наших соотечественников в ЕС и должно предоставить и беженцам, и принимающим странам необходимую правовую определенность. В то же время Еврокомиссия отмечает: страны ЕС в сотрудничестве с Киевом должны подумать о программах добровольного возвращения украинцев в Украину.
Безопасность и экономически политический контекст
Опрос, проведенный киевским Центром экономической стратегии, показал, что в ноябре 2022 года было готово возвращаться 74% опрошенных, а уже в декабре 2024-го эта цифра была примерно 42%. Большинство украинцев говорят, что не решаются возвращаться в Украину, пока не будет стабильного мира.

И хотя страны, принимающие беженцев, поощряют украинцев интегрироваться (более двух третей украинских беженцев в Польше, Чехии и Великобритании работают по найму или самозанятые), мало кто предлагает конкретные и четкие пути к постоянному проживанию.
К тому же большое влияние имеет и политический контекст. Общественное мнение в некоторых странах становится все более неблагоприятным для продолжения поддержки украинских беженцев. В Польше опросы показывают, что к концу 2024 года 30% населения имели негативное отношение к украинским беженцам, а 25% — положительное. Более половины поляков считали, что поддержка их правительством украинских беженцев чрезмерна, несмотря на то, что украинцы почти не получают никаких социальных выплат.
Польша, как и Чехия, получают экономическую выгоду от присутствия большого количества украинцев: наши беженцы вносят в государственный бюджет больше, чем эти страны тратят на их поддержку. Однако в Чехии большинство населения (64%) хочет, чтобы правительство предотвращало дальнейшее прибытие беженцев, и считает, что украинцы должны вернуться в свою страну, как только закончится война.
Свежее исследование, проведенное компаней Gradus Research в августе 2025 года, демонстрирует рост намерений украинцев вернуться на родину. Этот показатель составляет 64%. Он ниже, чем был в 2023-м году, но выше, чем в прошлом.

Люди устали от напряжения адаптации, ностальгируют по Украине, вспоминают жизнь дома, однако остаются за границей из-за безопасной среды, перспектив для себя и детей, а также боятся сложных условий возвращения. В этом году основным фактором невозвращения домой является более высокое качество жизни за рубежом, тогда как годом ранее главной причиной была безопасность.
Также наблюдаем тенденцию к введению более строгих правил, чтобы ограничить прибытие новых беженцев из Украины. Среди них – изменения в политике принимающих стран в части сокращения социальной поддержки. Ограничения связаны с миграционной политикой и бюджетными давлениями. При этом наблюдается тенденция перехода от бесплатной помощи к стимулам трудоустройства. Со своей стороны, мигранты обеспечивают часть доходов государственного бюджета за счет страховых взносов, НДС, акцизного сбора и других поступлений. Ожидается также, что в ближайшем будущем поступления от украинских мигрантов будут расти, в то же время расходы на их поддержку, наоборот, будут снижаться. Такой прогноз основывается на тенденциях предыдущих лет.
Вернуть украинцев
Безусловно, Украина не заинтересована, чтобы ее граждане массово оставались за границей. Демографический спад, истощенные пенсионные фонды и торможение в экономическом развитии — это сегодняшняя реальность: украинские предприниматели уже сейчас бьют тревогу из-за дефицита рабочей силы. Не хватает врачей, учителей, инженеров и просто людей, с кем вместе можно строить мирное будущее. Страна лишается налогопательщиков и талантливых специалистов, молодежь уезжает навсегда. Украина рискует превратиться в территорию разрушенных городов и сел с миниумом населения, недостаточным для восстановления страны.
Когда школа становится пунктом укрытия, а детский сад — импровизированным бомбоубежищем, родители думают не о кружках для детей, а об их безопасности и возможности получить образование в спокойной обстановке. Люди лишены нормальных условий для работы и уезжают туда, где можно спокойно вести бизнес без страха за жизнь и имущество. Тем, кто не смог уехать вместе с близкими, приходится годами жить в разлуке, ожидая, когда откроются границы. Но нужно понимать, что если границы откроются быстро, то воссоединение семей будет происходить не в Украине. Восстановление школ, больниц, жилья и экономики займет годы.
Нужно учитывать, что желание вернуться домой в значительной степени зависит не столько от условий пребывания за границей, сколько от ситуации в Украине. Согласно прошлогодним опросам Gradus Research, гарантированное трудоустройство в Украине было главным стимулом возвращения для 41% опрошенных. Другие важные факторы включали в себя финансовую поддержку (36%) и возможность получения жилья в безопасных регионах (33%).
Если от 1,7 до 2,7 миллионов украинцев не вернутся, экономика Украины может потерять от 5,1% до 7,8% ВВП. Такие прогнозы содержат отчет Центра экономической стратегии.
Чтобы изменить это, государству необходимо оперативно действовать на всех уровнях: строить новые и надежные школы и детские сады, создавать безопасные рабочие места и предлагать бизнесу льготы на восстановление предприятий, обеспечить доступ к грантам для предпринимателей, готовых инвестировать в восстановление экономики.
Украина воюет, и экономика должна работать на победу. Приоритеты — оборонка, технологии, критическая инфраструктура. Государство обязано быстро реагировать на потребности фронта и финансировать ключевые проекты. Лишние расходы необходимо урезать, а бюрократию — убрать.
Бизнесу нужна свобода: минимум проверок, честные правила, простые налоги. Экономика без роста не удержит ни армию, ни социальную поддержку, значит, бизнес должен работать, а государство — защищать его.
В то же время уровень занятости украинских мигрантов значительно вырос по сравнению с 2023 годом в большинстве стран, повысившись на 9 процентных пунктов на региональном уровне — до 64%. Это лишь на 7 процентных пунктов ниже эквивалентно взвешенного среднего значения для населения принимающих стран.
И что интересно: самые низкие уровни занятости фиксируются в странах, которые обеспечивают высокие социальные выплаты, однако интеграция украинцев на рынке труда усложнена: многие украинцы работают на низкоквалифицированных должностях из-за длительных процедур признания дипломов или квалификаций — в сфере гостеприимства, производства, администрирования — в частности, из-за проблем с признанием документов и языковой адаптацией. Но чем больше украинцев живет за границей и уже успели ассимилироваться, тем больше они будут помогать новоприбывшим обустроиться в новой стране. Они будут делиться опытом поиска работы, решения жилищных вопросов и преодоления языкового барьера, оказывая ощутимую поддержку тем, кто только что покинул дом, не имея там своей реализации.
Растущий уровень занятости украинских мигрантов приводит к сокращению их расходов с украинских карт за рубежом: среднемесячные объемы операций в торговых сетях в I квартале 2025 года сократились с 550 млн дол. в 2024 году до 485 млн. дол. в I квартале 2025 года. На объемы расходов в разных странах влияют отличия в уровне социальных выплат и занятости украинцев. Например, в Германии находятся 20% украинских мигрантов, в то же время на них приходится всего 10% всех расчетов украинскими платежными карточками за рубежом. Около 20% общих расходов осуществляется в Польше, 8% – в Испании.
Объемы снятия наличных денег за рубежом находятся на стабильном уровне с июля 2023 года. Этому поспособствовали как меры финансового мониторинга и валютного надзора, так и сужение разницы между официальным и наличным курсами, что привело к так называемому «карточному туризму».
Рост занятости украинских мигрантов, с одной стороны, обеспечивает восстановление их доходов почти до уровня до полномасштабного вторжения, а с другой – положительно влияет на ВВП и бюджет стран-реципиентов. Роль мигрантов в экономиках этих стран растет как благодаря активному участию в местных рынках труда, так и из-за высоких объемов потребительских расходов.
По данным ООН, за пределами Украины в результате войны по состоянию на конец мая 2025 года находится 5 млн 620 тыс. украинских мигрантов (без учета тех, кто находится в России). Из них на май 2025 года 4,2 млн имеют статус временной защиты в ЕС.
Значительное количество украинцев за рубежом стало частью новой реальности многих европейских обществ. Украинцы работают, учатся и поддерживают свое государство издалека, но для большинства из них эмиграция не выбор, а вынужденное решение. Вопрос возвращения домой остается открытым и зависит от многих факторов: безопасности, экономической стабильности и перспектив в родной стране. От того, как эффективно будут учтены ключевые миграционные тренды, зависит будущее Украины. Однако очевидно одно — где бы ни были украинцы, они остаются частью нации, которая борется за будущее.
Пока в стране не будут созданы нормальные условия для жизни — от защищенного жилья до стабильного дохода и качественного образования — те, кто бежал от войны в поисках убежища, не вернутся. Конечно, каждый из нас хочет жить дома. Но он хочет ходить по безопасным улицам, иметь стабильную работу, доход, вести бизнес, видеть будущее для себя и детей и спокойно спать.
Только когда государство вложит силы в восстановление, фраза «хочу жить дома» станет реальной перспективой для большинства. Только так можно будет создать сильную, социально единую, конкурентоспособную и платежеспособную Украину, готовую к вызовам и уверенно смотрящую в будущее. Страну, в которую захотят возвращаться украинцы. В противном случае люди не только не вернутся домой, но и уедут те, кто пока этого не сделал.