Уже более трех лет миллионы украинцев живут за границей в статусе вынужденных переселенцев. Они строят новую жизнь, находят работу, устраивают детей в школы и приобщаются к местным общинам. Несмотря на трудности ассимиляции, украинцы не теряют связи с Украиной: поддерживают родственников, помогают армии, волонтерят и сохраняют национальную идентичность.
Знаю, что для многих решение «остаться или вернуться» зависит не только от завершения боевых действий, но и от того, какие условия для жизни, труда и образования будут иметь в родной стране после войны. Как чувствуют себя беженцы из Украины сейчас и что будет дальше? Будем стараться исследовать в этой статье.
Между интеграцией и возвращением
В 2024-2025 годах поведение украинских беженцев существенно изменилось по сравнению с периодом начала полномасштабного вторжения. На это повлияли как внешние факторы — в частности, корректировка политики принимающих стран, так и внутренние — постепенная адаптация самих беженцев к новой реальности.
Совет ЕС продлил временную защиту украинцев до 4 марта 2027 года. Принятое решение должно означать стабильность, безопасность и доступ к базовым услугам для миллионов наших соотечественников в ЕС и должно предоставить и беженцам, и принимающим странам необходимую правовую определенность. В то же время Еврокомиссия отмечает: страны ЕС в сотрудничестве с Киевом должны подумать о программах добровольного возвращения украинцев в Украину. Ведь разные исследования показывают, что количество украинцев, планирующих вернуться в Украину, уменьшается с каждым годом полномасштабной войны.
Безопасность и экономически политический контекст
Опрос, проведенный киевским Центром экономической стратегии, показал, что в ноябре 2022 года было готово возвращаться 74% опрошенных, а уже в декабре 2024-го эта цифра была примерно 42%. Большинство украинцев говорят, что не решаются возвращаться в Украину, пока не будет стабильного мира.

И хотя страны, принимающие беженцев, поощряют украинцев интегрироваться (более двух третей украинских беженцев в Польше, Чехии и Великобритании работают по найму или самозанятые), мало кто предлагает конкретные и четкие пути к постоянному проживанию.
К тому же большое влияние имеет и политический контекст. Общественное мнение в некоторых странах становится все более неблагоприятным для продолжения поддержки украинских беженцев. В Польше опросы показывают, что к концу 2024 года 30% населения имели негативное отношение к украинским беженцам, а 25% — положительное. Более половины поляков считали, что поддержка их правительством украинских беженцев чрезмерна, несмотря на то, что украинцы почти не получают никаких социальных выплат.
Польша, как и Чехия, получают экономическую выгоду от присутствия большого количества украинцев: наши беженцы вносят в государственный бюджет больше, чем эти страны тратят на их поддержку. Однако в Чехии большинство населения (64%) хочет, чтобы правительство предотвращало дальнейшее прибытие беженцев, и считает, что украинцы должны вернуться в свою страну, как только закончится война.
Также наблюдаем тенденцию к введению более строгих правил, чтобы ограничить прибытие новых беженцев из Украины. Среди них – изменения в политике принимающих стран в части сокращения социальной поддержки. Ограничения связаны с миграционной политикой и бюджетными давлениями. При этом наблюдается тенденция перехода от бесплатной помощи к стимулам трудоустройства. Со своей стороны, мигранты обеспечивают часть доходов государственного бюджета за счет страховых взносов, НДС, акцизного сбора и других поступлений. Ожидается также, что в ближайшем будущем поступления от украинских мигрантов будут расти, в то же время расходы на их поддержку, наоборот, будут снижаться. Такой прогноз основывается на тенденциях предыдущих лет.
Вернуть украинцев
Безусловно, Украина не заинтересована, чтобы ее граждане массово оставались за границей. Украинские предприниматели уже сейчас бьют тревогу из-за дефицита рабочей силы.
И очень логично, что желание вернуться домой в значительной степени зависит не столько от условий пребывания за границей, сколько от ситуации в Украине. Согласно прошлогодним опросам Gradus Research, гарантированное трудоустройство в Украине было главным стимулом возвращения для 41% опрошенных. Другие важные факторы включали в себя финансовую поддержку (36%) и возможность получения жилья в безопасных регионах (33%).
Если от 1,7 до 2,7 миллионов украинцев не вернутся, экономика Украины может потерять от 5,1% до 7,8% ВВП. Такие прогнозы содержат отчет Центра экономической стратегии.
В то же время уровень занятости украинских мигрантов значительно вырос по сравнению с 2023 годом в большинстве стран, повысившись на 9 в. п. на региональном уровне до 64%. Это только в 7 в. п. ниже эквивалентно взвешенного среднего значения для населения принимающих стран.
И что интересно: самые низкие уровни занятости фиксируются в странах, которые обеспечивают высокие социальные выплаты, однако интеграция украинцев на рынке труда усложнена: многие украинцы работают на низкоквалифицированных должностях из-за длительных процедур признания дипломов или квалификаций — в сфере гостеприимства, производства, администрирования — в частности, из-за проблем с признанием документов и языковой адаптацией.
Растущий уровень занятости украинских мигрантов приводит к сокращению их расходов с украинских карт за рубежом: среднемесячные объемы операций в торговых сетях в I квартале 2025 года сократились с 550 млн дол. в 2024 году до 485 млн. дол. в I квартале 2025 года. На объемы расходов в разных странах влияют отличия в уровне социальных выплат и занятости украинцев. Например, в Германии находятся 20% украинских мигрантов, в то же время на них приходится всего 10% всех расчетов украинскими платежными карточками за рубежом. Около 20% общих расходов осуществляется в Польше, 8% – в Испании.
Объемы снятия наличных денег за рубежом находятся на стабильном уровне с июля 2023 года. Этому поспособствовали как меры финансового мониторинга и валютного надзора, так и сужение разницы между официальным и наличным курсами, что привело к так называемому «карточному туризму».
Рост занятости украинских мигрантов, с одной стороны, обеспечивает восстановление их доходов почти до уровня до полномасштабного вторжения, а с другой – положительно влияет на ВВП и бюджет стран-реципиентов. Роль мигрантов в экономиках этих стран растет как благодаря активному участию в местных рынках труда, так и из-за высоких объемов потребительских расходов.
По данным ООН, за пределами Украины в результате войны по состоянию на конец мая 2025 года находится 5 млн 620 тыс. украинских мигрантов (без учета тех, кто находится в России). Из них на май 2025 года 4,2 млн имеют статус временной защиты в ЕС.
Значительное количество украинцев за рубежом стало частью новой реальности многих европейских обществ. Украинцы работают, учатся и поддерживают свое государство издалека, но для большинства из них эмиграция не выбор, а вынужденное решение. Вопрос возвращения домой остается открытым и зависит от многих факторов: безопасности, экономической стабильности и перспектив в родной стране. От того, как эффективно будут учтены ключевые миграционные тренды, зависит будущее Украины. Однако очевидно одно — где бы ни были украинцы, они остаются частью нации, которая борется за будущее.