Чтобы ты выбрал, когда речь идет о ежегодной премии или награду за выполнение плана: деньги или сертификат на путешествие к морю? Кажется, ответ на этот вопрос очевиден – деньги гораздо более универсальный, удобный и понятный способ мотивации. Вряд ли работодатель знает больше тебя о твоих предпочтениях. Даже самая современная модель Samsung едва ли оставит довольным поклонника iPhone. Не все любят путешествовать, а ваучер на покупку косметики не сделает счастливым заядлого рыбака.
Но все эти тезисы справедливы только, пока мы смотрим на ситуацию глазами работника. С точки зрения бизнеса, как выясняется, гораздо эффективнее работает материальная, а не денежная мотивация.
Отмечу, речь идет не о повышении зарплаты или способе сэкономить на ней. А лишь о дополнительной мотивации: регулярной или привязанной к выполнению достижений – не столь важно.
Больше денег на подарки
Первым доказательством, что материальное вознаграждение работает лучше денежного, служит простая статистика. Опрос американских компаний, проведенный в 2022 году, показал, что 84% из них ежегодно тратят 176 миллиардов долларов на подарочные карты, поездки и путешествия, разнообразные подарки персоналу, сотрудникам, партнерам и клиентам.
Всего 15 лет назад, в 2007 году, аналогичное исследование Incentive Federation фиксировало, что такая практика была распространена лишь среди 34% компаний, а всего за год они потратили на подарки $46 млрд.
Кажется, это достаточно надежное доказательство, что система работает. Иначе как объяснить тотальную моду американских компаний на подарки?
В два раза дешевле
В авторской колонке для издания Inc. консультант по лидерству Джим Шлексер ссылается на исследование американских ученых, согласно которому сотрудники начинают ощущать значимость денежного вознаграждения, когда его сумма составляет по меньшей мере 8% от их регулярной зарплаты.
Проблема в том, подтверждают это заключение авторы другого исследования, что денежное вознаграждение, особенно на относительно небольшие суммы, ассоциируется у работников с рядовым повышением зарплаты. К примеру, в случае индексации на уровень инфляции.
Следовательно, добавляют авторы первой работы, чтобы достичь сопоставимого эффекта роста результатов работников достаточно вдвое более скромного материального вознаграждения. То есть награда в виде, скажем, ценного подарка на новогоднем корпоративе будет столь же эффективной с точки зрения мотивации, как вдвое больше его стоимости денежная премия.
Почему материальное вознаграждение работает лучше?
Первый ответ на этот вопрос я уже упоминала: деньги как мотиватор работают очень хорошо, но на фоне регулярной зарплаты они выглядят слишком обыденно. Вторая причина – чрезмерная утилитарность денег. Дело в том, что получая деньги даже в качестве дополнительного вознаграждения, большинство людей в конце концов тратят их на важные, но не слишком “веселые” вещи: кредиты, долги, ремонты, которые никогда не завершаются – у каждого найдется минимум несколько способов потратить деньги разумно и с пользой.
Согласись, выглядит не очень мотивирующее. Другое дело – заграничное путешествие, из которого люди, даже те, кто якобы не любит путешествовать, привозят кучу впечатлений. Именно эта новизна и есть тот важный мотивирующий фактор, которым деньги не могут обладать ни при каких обстоятельствах.
Понятно, что эти выводы очень обобщенные. Люди разные, и мотивация у каждого своя. И все же исследования и американская статистика доказывают, что, по крайней мере, комбинированные модели, когда вознаграждение одновременно конвертируется в материальные и денежные активы, работают лучше исключительно денежных премий.