6 мая Национальный банк на официальном сайте обнародовал традиционные итоги дискуссии членов комитета по монетарной политике, предварявшей принятие решения по учетной ставке. Напомню, что 25 апреля НБУ объявил о снижении ставки на 1% до 13,5%. Это решение, в отличие от предыдущего, не стало шоком для рынка, но все же большинство финансистов склонялось ко мнению, что смягчение монетарной политики будет менее динамичным.
В этот раз, правда, дискуссия 11 членов монетарного комитета оказалась не слишком активной. Сразу 8 участников высказались за решение, которое в конце концов и было принято. Главным аргументом, как и ожидалось, стала рекордно низкая инфляция, которая по итогам марта в годовом исчислении упала до 3,2%. Это значительно ниже прогнозируемых в январе этого года 5%.
Однако нашлось среди членов монетарного комитета три участника, которые высказались за еще более динамичное снижение ставки. По их мнению, при таких инфляционных показателях и положительных новостях относительно финансовой помощи США следовало устанавливать ставку на уровне 13%.
Неопределенность усложняет прогнозирование
Такие результаты дискуссии вполне ожидаемы. Приблизительно такие же мысли будоражили умы финансистов, пытавшихся накануне заседания монетарного комитета спрогнозировать будущее решение. Потому значительного интереса они не представляют. Чего нельзя сказать о дальнейших ожиданиях представителей НБУ.
Все без исключения участники дискуссии согласились, что пространство для дальнейшего смягчения монетарной политики есть. Но круг оптимистов, считающих вероятным понижение ставки до 11,5%-12% к концу года, возрос до четырех членов. Правда, семь до сих пор считают, что предыдущий прогноз, предусматривавший ставку на уровне 13% в конце 2024 года, сохраняет актуальность.
Что важно, все участники дискуссии согласились, что сверхвысокий уровень неопределенности существенно ограничивает возможности для прогнозирования даже на полгода вперед, не говоря уже о более длительных горизонтах.
Прежде всего это означает, что более глубокое, чем ожидалось ранее, снижение ставки в этом году весьма вероятно.
Конечно, окончательное решение будет зависеть от многих факторов. Причем риски безопасности, которые регулятор резонно продолжает оценивать, уже не являются безусловной доминантой. «НБУ стоит больше фокусироваться на тех макрофинансовых тенденциях, которые находят свое подтверждение, и в меньшей степени привязываться к техническим предположениям относительно продолжительности регулярно пересматриваемых военных рисков», – говорится в пресс-релизе НБУ.
Этот тезис означает, что, по оценкам регулятора, экономические законы, реакции рынков на монетарные решения начинают работать в относительно «нормальном» режиме. Конечно, это не означает, что фактор дальнейшего развития войны, перспективы ее завершения совсем не влияют на поведение экономических агентов. Тем не менее, последние уже не столь остро, как прежде, реагируют на изменения в оценке рисков безопасности.
Экономика нуждается в стимулах
На таком фоне смотреть на учетную ставку и другие монетарные инструменты нужно уже не только со стороны сохранения макроэкономической стабильности, учитывая все потенциальные риски для инфляции и курса. Но еще и с точки зрения восстановления экономики. Оценки роста которой, кстати, из-за массированных обстрелов энергетической инфраструктуры НБУ существенно ухудшил.
Иными словами, участники монетарного комитета начинают всерьез думать о более динамичном, чем планировалось, снижении учетной ставки, чтобы сделать кредиты дешевле и таким образом стимулировать экономическое развитие.
Вероятно, среди аргументов в пользу такого подхода может быть и недавний пересмотр условий льготной программы «5-7-9%», которую правительство вполне справедливо на днях переориентировало на помощь малому бизнесу.
Чтобы минимизировать потери и ограничения для бизнеса, которые принесут указанные изменения, члены монетарного комитета, скорее всего, будут постепенно склоняться к более динамичному снижению учетной ставки. Пока, конечно, это лишь гипотезы. Новые статистические данные, демонстрирующие реальные реакции на принятые монетарные, фискальные и стимулирующие решения, дадут больше оснований делать точные прогнозы.
Но пока можно констатировать, что вероятность более глубокого, чем ожидалось, понижения учетной ставки в этом году, увеличивается.