Что такое банк эмитент?
Сложные и непонятные слова из специфического терминологического арсенала банкиров и экономистов часто пугают рядовых граждан. Все эти аккредитивы, купоны, сложные проценты действительно выглядят не слишком дружелюбно. Но к счастью в жизни простого украинца они встречаются крайне редко. Чего не скажешь о термине эмитент, который каждый день можно встретить в статьях журналистов, Youtube-роликах блогеров и, конечно, в уведомлениях на наших смартфонах, когда карта отказывается платить за покупку. Но за сложным словом скрывается очень простая сущность.
Банк эмитент – это финансовое учреждение, осуществившее выпуск твоей карты. Латинское слово emissio в прямом переводе на русский означает выпуск. Следовательно, эмитент – это тот, кто выпускает. В финансовом мире эмитентом может быть не только банк, а эмиссия может быть не только карточной. К примеру, Национальный банк Украины является эмитентом гривны, к тому же имеет на это эксклюзивное право. Эмитентом акций акционерной компании является сама компания. А Укрпочта регулярно производит эмиссию марок, хотя почтовые компании не злоупотребляют этим термином и в основном просто «выпускают» филателию.
Что такое эмитент карты?
Следовательно, в обычной жизни каждый из нас чаще всего сталкивается с термином эмитент именно в «карточном» смысле. Наверняка тебе случалось получать сообщение «обратитесь к эмитенту своей карты». Получить его можно в нескольких случаях:
- при попытке получить наличные с карты в банкомате;
- попытке подвязать карту к электронному кошельку Google Pay или Apple Pay, или к какому-либо сервису вроде Netflix или приложению такси;
- на кассе супермаркета с экрана POS-терминала;
- в платежном терминале при попытке пополнить карту.
Если не понимать, кто такой эмитент, такое требование может поставить в тупик. Но, повторюсь, все невероятно просто! Эмитент карты – это банк, который ее выпустил. То есть логотип которого указан на карте.
Даже в кобрендинговых проектах, когда банк вместе с сетью магазинов выпускает карточку под ее логотипом, он обязан указать также и свой – это прямое требование Национального банка. То есть, чтобы обратиться к эмитенту твоей карты, достаточно перевернуть ее и позвонить в службу поддержки – телефон обычно указывают именно на обороте.
Причиной получения такого сообщения может быть множество причин. От запрещенной по соображениям безопасности операции, например, когда ты пытаешься подвязать карту к зарубежному сервису в то время, когда заграничные операции в принципе не разрешены текущими настройками. Вплоть до простой нехватки необходимой суммы средств на карте или несоответствия ее типа требованиям поставщика услуг. Скажем, компании по аренде авто требуют от плательщиков предоставления кредитной карты, а клиент пытается произвести оплату дебетной (платежной) картой.
Функции банка-эмитента
Банк эмитент карты прежде всего ответственен за выпуск, поддержку и обслуживание платежных карт. При этом именно он остается держателем такой карты (но не денег на ней). Следовательно, говоря «владелец карты», корректно понимать именно банк-эмитент.
Ввиду указанного обстоятельства эмитент карты может потребовать от клиента, которому такая карта предоставлена в пользование, выполнения ряда требований. Большинство из них касаются безопасности средств на счете клиента. Например, банк-эмитент запрещает сообщать пин-код посторонним лицам, настойчиво просит не сообщать никому одноразовые пароли.
Кроме того, например, эмитент не позволяет передавать карту третьим лицам, даже если речь идет о члене семьи или собственном ребенке. Конечно, банк никак не может узнать, что именно за эту покупку в магазине картой рассчиталась жена держателя карты, а не он сам. Поэтому это правило довольно часто нарушается и почти никогда не становится причиной каких-либо наказаний со стороны банка. Хотя большинство финучреждений в правилах пользования картами прямо указывают, что максимальной санкцией за нарушение установленных требований может стать блокировка карты, на практике эта норма почти никогда не применяется.