21 сентября 2023 года Институт экономической политики (EPI), базирующийся в Вашингтоне, США, обнародовал шокирующие цифры. В период между 1978 и 2022 годами средняя зарплата генерального директора в США, руководившего одной из 350 крупнейших американских компаний, выросла на 1209,2%. Конечно, само по себе трехзначное число процентов на 44-летнем промежутке времени не выглядит чем-то чрезвычайным. Но.
- Приведенная цифра включает поправку на инфляцию.
- Рост зарплат обычных работников (также с поправкой на инфляцию) за тот же период составил всего 15,3%.
- В 2022 году 81,3% из общего среднего размера оплаты труда генерального директора представляли собой вознаграждения и опционы. То есть, для среднестатистического CEO гигантской американской компании фраза «Чтоб ты жил на одну зарплату» забавным анекдотом отнюдь не выглядит.
Авторы работы анализируют кучу различных исследований и собственных гипотез, надеясь найти хоть какое-то логическое объяснение этому феномену. Но вынуждены констатировать, что это лишь последствия глубоко укорененной системы, которая поддерживает и приумножает саму себя. Например, пишут авторы, сомнительно, что генеральные директора крупнейших компаний настолько талантливы и образованны, что получают в 344 раза больше своей работы, чем обычный работник этой же компании.
Бессмысленные бонусы
Другое исследование, опубликованное 11 декабря в рецензируемом Campbell Systematic Reviews, добавляет градусов к и без того горячей дискуссии. Ученые из Университета Каррнеги-Меллона утверждают, что выплата генеральным директорам бонусов и реализация опционов не приносит никаких результатов самой компании.
Чтобы сделать такой вывод, авторы работы провели обстоятельный анализ 20 эмпирических исследований влияния финансовых стимулов на результаты 15 398 публичных компаний, которые проводились с 1980 по 2023 год.
Лишь бонусы имели очень слабую корреляцию с рентабельностью активов (ROA) – их выплата генеральным директорам в среднем повышала показатель на 4,6%. Но они имели слабое статистическое негативное влияние на показатель доходности акций.
Что касается опционов, то от них проку было еще меньше: ощутимого положительного влияния на показатели компании они не оказывали.
Следовательно, следует констатировать, что влияние премирования генеральных директоров на результаты компании является скорее случайностью. Понять суть этого тезиса можно на примере фондовых волн. Когда рынок растет, растут акции большинства крупнейших компаний. Во времена кризисов они также синхронно падают, какими бы талантливыми ни были руководители таких компаний.
Борьба за равенство
Хочу успокоить тех читателей, кто считает приведенные данные достаточным поводом для революции. Во-первых, речь идет о США, да еще и о крупнейших компаниях. Так что смотреть прежде всего следует не на конкретные миллионы долларов, а на общие тенденции. Именно неравенство в оплате труда, а не большие зарплаты ТОП-менеджеров сильнее всего беспокоят исследователей.
Во-вторых, по всей вероятности, последние уже в ближайшее время могут измениться. И не в последнюю очередь благодаря приведенным выше исследованиям. Скажем, эксперты EPI отмечают необходимость изменения налоговой политики таким образом, чтобы компании потеряли стимул начислять космические бонусы и предоставлять межгалактические опционы ТОП-менеджерам.
Например, введя повышенный корпоративный налог для компаний, у которых соотношение между зарплатой CEO и обычного работника превышает определенный предельный показатель. Это, правда, все равно довольно дискуссионный вопрос. Поэтому делать выводы из всех приведенных фактов не стану. Оставлю эту задачу на твоих плечах.