Наверняка тебе приходилось слышать о теории Безусловного базового дохода – концепции, согласно которой государство как администратор выплачивает всем гражданам без исключения ежемесячную зарплату. Она не слишком велика, однако ее вполне достаточно, чтобы человек мог прожить месяц, не переживая о еде и других базовых потребностях.
Как это ни удивительно, концепция далеко не нова. Некоторые исследователи считают, что прототип безусловного базового дохода (ББД) впервые применил Цезарь, раздав воинам по 100 денариев. Но даже если это не так, идея внедрения ББД активно дискутировалась с XVIII века. Круг ее сторонников быстро рос во время промышленной революции из-за опасений потерять значительную часть рабочих мест в эпоху тотальной индустриализации. А в последние несколько лет концепция вообще возглавила хит-парад социально-экономических теорий.
В этом нет ничего удивительного: автоматизация и цифровизация убивают профессии одна за другой. Человечество еще не привыкло к мысли, что автоматически пилотируемые автомобили вскоре оставят без работы почти 50 миллионов профессиональных водителей, для которых руль является единственным источником дохода. Как искусственный интеллект обещает отправить на биржу труда бухгалтеров, дизайнеров, копирайтеров и еще с десяток профессий.
Как следствие, идея ББД на протяжении последних нескольких десятилетий не просто приобрела значительную популярность, но и стала источником вдохновения для сотен и тысяч исследователей, которые продолжают изучать реальные последствия внедрения системы на базе более двух десятков «живых» полевых экспериментов.
Обычный популизм
Как ни странно, голосование на референдуме за введение в стране базового дохода, прошедшего в Швейцарии в 2016 году, выявило резкий негатив в отношении идеи. 78% граждан проголосовали против.
Проведённые позже опросы показали, что причиной стало непонимание людей, откуда на такую инициативу возьмутся деньги. Швейцария – очень богатая и дорогая страна с высоким уровнем жизни. По оценкам, в 2016 году лишь около 10% населения могли бы получить выгоду от внедрения ББД. То есть получать больше денег ежемесячно. Остальные граждане резонно предположили, что безусловный базовый доход завершится банальным перераспределением: у тех, кто зарабатывает больше, будут брать больше налогов, чтобы обеспечить выплаты для бедных.
В таких размышлениях в самом деле есть здравый смысл. Например, чтобы ввести ББД в Украине для 30 миллионов граждан (оценка условная, ведь надежных источников данных о численности населения пока нет) на уровне 20 000 грн в месяц, нужно 7,2 триллиона гривен в год. Это в четыре раза больше, чем наша страна планирует собрать в бюджет 2024 года.
В этом контексте отдельные эксперименты, проведенные рядом стран, вряд ли можно считать надежным аргументом. Да, почти все они опровергли большинство негативных последствий от введения концепции, однако проводились они ограниченное время и на ограниченных территориях. Что существенно снижало их стоимость.
В масштабах страны, даже самой богатой, реализация идеи выглядит слишком сложной задачей, если радикально не изменять налоговые правила и структуру бюджетных расходов.
Будущее человечества
Сторонников концепции, правда, эти аргументы не особенно смущают. Причем такое поведение сложно объяснить слепой верой в ее жизнеспособность, ведь каждый их контраргумент подкреплен серьезными эмпирическими данными, полученными в ходе полевых исследований.
Скажем, эксперименты не смогли подтвердить тезис, что ББД демотивирует граждан ходить на работу. Действительно, небольшое – около 5% – сокращение трудоустроенных среди участников экспериментов фиксировалось в большинстве исследований. Но при более глубоком анализе выяснялось, что падение показателя происходило в основном за счет женщин с маленькими детьми и подросткам. Первые бросали работу, чтобы посвятить больше времени ребенку. Вторые – обучению, поскольку работа в их случае была лишь источником важного дополнительного дохода для небогатой семьи.
Другие исследования обнаружили, что взрослые участники эксперимента посвящали гораздо больше времени обучению и здоровью. И вовсе не потому, что бросили работу. Базовый доход существенно улучшил психологическое состояние, придал уверенность в будущем, снизил тревожность. Люди просто начали иначе воспринимать свою текущую жизнь, уделять меньше внимания пустяковым проблемам и больше смотреть на свое будущее.
Ряд исследований продемонстрировал надежное уменьшение заболеваемости среди участников эксперимента на 27%. Причины можно искать как в вышеприведенных психологических особенностях, так и в росте разнообразия и качества питания, более активном образе жизни и т.д.
Подобные данные дают поклонникам концепции серьезную академическую базу для аргументированной дискуссии. Глядите, говорят они, введение ББД не приводит к безработице. В то же время страна может сэкономить на здравоохранении и безопасности, ведь преступность также снижается.
Вместо резюме
Но ключевым аргументом в пользу безусловного базового дохода, конечно, остается цифровая революция. Человечество крайне обеспокоено, что технологии уже в скором времени оставят значительную часть жителей планеты без работы. Насколько релевантны текущей ситуации такие опасения – сказать невозможно. Если опираться на опыт промышленной революции, никакой катастрофы развитие технологий человечеству не принесло. А каждая «убитая» профессия заменялась новой.
Будут ли такие тенденции актуальны во время современной трансформации, оценить сложно. Вероятно, роботы и алгоритмы в конечном счете оставят без работы сотни миллионов людей. А быть может, для них найдется более продуктивное и ценное применение. Ответы на эти вопросы может дать только время.
А пока ученые и мечтатели продолжают спорить об актуальности безусловного базового дохода, бизнес пытается решить проблему дефицита кадров. По данным Европейского управления труда (EURES) в 2023 году в Еврозоне как остро-дефицитные обозначались не менее 38 профессий. В основном речь идет о чисто рабочих специальностях. Европе не хватает водителей грузовиков и автобусов, столяров, сварщиков, бетонщиков, инженеров-строителей, штукатуров. В цене электрики и сиделки, повара и официанты, врачи и психологи, сантехники и пекари, а также программисты.
Очевидно, что развитие технологий и цифровизация для большинства из них не представляют никакой угрозы.