Помнишь школьное правило «Звонок для учителя, а не для учеников»? Если его немного изменить, подстроив под ноябрьский скидкопад, получим почти правду. Итак, чёрная пятница для продавца, а не для покупателя.
Черная пятница, как праздник скидок и распродаж, впервые появилась в Соединенных штатах. Таким образом, местные продавцы еще в XIX веке пытались привлечь больше покупателей в свои магазины после Дня благодарения, который отмечается в четвертый четверг ноября. Впоследствии традиция стала массовой и переросла в общенациональный шоппинг-перформанс, символизирующий сезон предрождественских приготовлений. Именно масштабу события, по легенде, и обязан своему современному названию праздник скидок: «Черной» пятницу впервые назвали жители Филадельфии, страдавшие от невероятных пробок на дорогах в этот день.
С тех пор изменилось немногое. Да, из-за глобализации и развития онлайн-торговли «Черная пятница» стала планетарным событием. А крупные продавцы и даже целые индустрии порой пытаются приумножить эффект, запуская всяческие черные недели, кибер-понедельники, кибер-недели. И все же черная пятница остается главным «скидочным» днем года и «делает кассу» миллионам продавцов и производителей по всему миру.
Продавцы в выигрыше
Почему черная пятница настолько популярна у продавцов, понять нетрудно. Многочисленные маркетинговые исследования демонстрируют существенный рост продаж в этот день. В отдельных случаях речь идет о двухкратном и даже пятикратном увеличении выручки. В прошлом году, скажем, исследователи Adobe Analytics прогнозировали, что электронная коммерция за кибер-неделю (Cyber Week) сделает 16,3% всех годовых продаж в США.
После очевидного провала показателей 2020 года из-за локдауна, последние два года показатели продаж растут. По оценкам Adobe Analytics, в прошлом году только одну Черную пятницу американцы потратили в онлайн-магазинах 9,12 млрд долларов, что на 2,3% больше показателей 2021 года.
А Национальная федерация розничной торговли (NRF) США подсчитала, что за пятидневную распродажу (именно так сейчас празднуют черную пятницу в стране) 196,7 миллиона американцев совершили покупки. За год до этого таких было 179,8 миллиона.
Очевидно, что столь большое внимание потребителей к праздничной распродаже не может оставить продавцов в стороне. Так что скидки предлагают все, кто может: от шиномонтажа и стоматологии до продуктовых супермаркетов и, конечно, магазинов техники.
Покупатели считают
Но каждый раз у наблюдательного потребителя возникает вопрос: можно ли доверять безумным скидкам по 40-50-60 процентов? Во-первых, отмечу, что однозначного ответа на этот вопрос не найти. Честные скидки есть – это факт. Так же бесспорно и то, что среди миллионов специальных предложений есть и такие, что, мягко говоря, не совсем отвечают ожиданиям покупателей.
21 ноября британская исследовательская группа Which? опубликовала шокирующие данные, которые были мгновенно подвергнуты критике со стороны профильных торговых ассоциаций и экспертов рынка. Исследователи отслеживали цены на 208 товаров за год и констатировали, что только в 2% случаев предложения в Черную пятницу были действительно выгодными.
- 98% товаров из группы исследования модно было приобрести дешевле или по той же цене, что и в день распродажи.
- 45% товаров были дешевле в другое время года.
- Среди исследуемых товарных групп только холодильники с морозилкой, планшеты и приставки смарт ТВ во всех случаях были наиболее дешевыми именно в черную пятницу.
Несмотря на достаточно тщательный подход к исследованию, его есть за что критиковать. Во-первых, мониторинг цены проходил только в ряде избранных магазинов. А не с помощью сайтов-агрегаторов, собирающих данные о цене конкретного товара почти у всех онлайн-ритейлеров. Во-вторых, изучались прайсы только на технику и электронику. А, например, игрушки, являющиеся одним из ключевых товаров в черную пятницу, остались без внимания.
Меньше с тем, выгода от покупок в черную пятницу не так уж очевидна. Другое исследование, проведенное аналитиками из польской компании ITMAGINATION 2020 года, выглядит немного оптимистичнее. По их оценкам, 32% изучаемых товаров из шести товарных групп бытовой техники и электроники продавались при распродаже по наименьшей цене по сравнению с предыдущими 30 днями. Но всеобщая картина выглядит не слишком радостно.
В среднем исследованные товары в черную пятницу были на 8% дороже по сравнению с самыми низкими ценами за предыдущие шесть месяцев.
Что в итоге?
Вряд ли стоит демонизировать черную пятницу. Даже вышеприведенные данные свидетельствуют также и о том, что честные скидки существуют. Просто следует внимательнее относиться к громким предложениям, отслеживать цены с помощью прайс-агрегаторов, если покупка запланирована и ценна.
Или просто ощутить удовольствие от ярких витрин, приветливых продавцов, порадовать себя и получить немного радости от ожидаемой покупки.
Приятных покупок!
P.S. Кстати, в США, как и в Украине, фиксируют постепенный рост популярности услуги BNPL (Buy Now Pay Later) или по-нашему рассрочки. В прошлом году около 7% всех онлайн покупок в черную пятницу в США было сделано в рассрочку. А количество сделок в сезон распродаж выросло на 5% по сравнению с прошлогодними показателями. Здесь самое время и место напомнить тебе о сладкой карте рассрочки Мед, внутри которой только чистая рассрочка – без авансов, комиссий и процентов.
При підготовці використовувалися матеріали:
- salesforce.com
- nrf.com
- which.co.uk
- itmagination.com
- business.adobe.com