Отделения и банкоматы

Что такое рентабельность бизнеса и как ее рассчитать

22 августа

Мир меняется и перед бизнесом помимо чисто математически-денежных вопросов все чаще поднимаются сложные экологические и социальные вызовы. Углеродный след, инклюзия, устойчивое производство – все эти понятия в последнее время стали мейнстримными. Но даже при таких условиях задачей номер один, два и даже три для любой компании остается прибыль.

Это справедливо и для маленького цветочного магазина, и для завода по производству пластиковых окон, и для мультинациональных компаний. Но если в первом случае разобраться, зарабатывает ли компания прибыль своему владельцу, очень просто, то в последнем случае возникает немало сложностей. И здесь не обойтись без непростых финансово-бухгалтерских терминов. Может, ты и не учился на финансовом факультете, но овладеть ими, если хочешь добиться успеха в предпринимательстве или инвестировании, нужно. Так что начнем!


Что такое прибыльность бизнеса?

Термин рентабельность происходит от немецкого языка, а именно от слова rente. В прямом переводе на украинский он означает возврат. Из этого легко понять, что рентабельность предприятия – это критерий его эффективности. А в более широком смысле – показатель возврата вложенных средств или инвестиций.

Предположим, что ты открыл кофейню, потратив на этот проект 10 000 долларов из собственного кармана. А через два года интенсивной работы решил подсчитать рентабельность. Если за этот период тебе удалось вернуть все вложенные средства, уровень рентабельности будет равен нулю. Что, на самом деле, не так уж плохо для такого срока. Если ты еще и заработал пару тысяч «чистыми» – вообще замечательно: рентабельность твоих инвестиций выше нуля. Но насколько именно?

Именно ответ на этот вопрос наиболее важен в нашей дискуссии. Именно он дает возможность сравнивать. Для предпринимателя – эффективность собственного бизнеса с конкурентами. Для инвестора – перспективы потенциальных вложений или эффективность текущих.


Основные показатели рентабельности

В экономической практике принято использовать разные подвиды рентабельности, каждая из которых отвечает вполне конкретным целям. Но всегда оценивает эффективность того или иного бизнес-направления.

  • ROI (Return On Investment) оценивает рентабельность инвестиций. Как в прямом смысле, например, при покупке ценных бумаг, так и в широком, когда следует оценить уровень эффективности инвестиций в создание нового бизнеса.
  • ROA (Return On Assets) отвечает за оценку эффективности активов. Ее используют для расчета эффективности бизнес-модели и ее операционной реализации.
  • ROS (Return On Sales) оценивает рентабельность продаж.
  • А ROMI (Return on Marketing Investment), эффективность вложений в маркетинговые мероприятия.

Есть и немало других подвидов рентабельности, скажем, оценивающих эффективность персонала. Но пока давай сосредоточимся только на наиболее важных и прикладных типах.


Как рассчитать рентабельность бизнеса?

Ключевым из всех перечисленных показателем, который поможет выяснить рентабельность бизнеса, является ROA. Фактически он дает понять, насколько эффективно используются имеющиеся у компании активы (ресурсы) с точки зрения прибыли.

Формула расчета очень проста: ROA=чистая прибыль/цена активов х 100%.

Прежде чем вернуться к нашей кофейне, давай уточним: под прибылью мы понимаем чистую прибыль, то есть разницу между всеми доходами и расходами компании, включая зарплату. К тому же, уже после уплаты всех налогов.

Предположим, что твоя кофейня за год заработала $2000 чистой прибыли. В помещении, где она расположена, ты установил мебель, холодильник, профессиональную кофеварку, кофемолку и кондиционер. Стоимость всего этого оборудования составляет $8000. Подставляем эти показатели к формуле и быстро выясняем, что ROA твоего бизнеса составляет 25%. Поздравляю, это очень приличный результат.

А вот у твоих конкурентов дела обстоят еще лучше: за год они заработали $3000. Неудивительно, скажешь ты, ведь у них и помещение больше, и кофемашина поновее. Но не спеши с выводами. Более просторное помещение означает больше мебели и техники, а новая кофеварка – большую стоимость техники. Если все просуммировать, стоимость их активов составит $20 000. Так кто из вас лучший бизнесмен?

Для этого нам вновь пригодится формула расчета рентабельности активов. Подставляем данные конкурента и получаем 15%. Также неплохо – ROA более 10% в бизнесе считается вполне приличным показателем эффективности. Но все же твоя деятельность и бизнес-модель гораздо эффективнее.

x

Факторы, влияющие на рентабельность бизнеса

На рентабельность бизнеса могут оказывать влияние многочисленные факторы. Часть из них можно узнать, подсчитав некоторые другие показатели рентабельности.

Скажем, ROS поможет тебе оценить эффективность продаж. Чтобы рассчитать ее, воспользуйся формулой:

ROS = Чистая прибыль/Выручка х 100%.

Под выручкой следует понимать все денежные поступления компании от клиентов. Она же – оборот. Если за год твои клиенты выпили у тебя кофе на $20000 (это выручка), а чистая прибыль составила $2000, твой ROS будет равен 10%. Этот показатель не следует оценивать в отрыве. Наибольшую ценность он несет именно в сравнению с конкурентами, различными периодами для выявления сезонности и слабых мест.

Очевидно, что уменьшение показателя свидетельствует об ухудшении эффективности. Проанализируй:

  • Что можно сделать, чтобы увеличить выручку, не слишком увеличивая расходы.
  • Каковы потенциальные точки экономии затрат.
  • Есть ли возможность увеличить стоимость готового продукта для конечного потребителя, чтобы не навредить спросу.


Как повысить рентабельность бизнеса?

Одним из самых эффективных (потенциально) способов увеличить выручку является маркетинг. Яркая вывеска, реклама в СМИ или на внешних носителях, приятный дизайн интерьера, брендированные стаканчики – все эти мероприятия следует отнести к маркетингу. То, каким образом воспринимают твою компанию потребители, какие ценности они видят в твоем продукте, почему они выбирают кофе именно в твоем кафе, а не у конкурента – это и есть результат маркетинга.

Но и здесь следует соблюдать осторожность. Массированная реклама на бигбордах наверняка увеличит твою выручку, может быть даже очень существенно. Но, во-первых, смогут ли имеющиеся у тебя мощности обработать такой поток? Во-вторых, не «съедят» ли в конце концов расходы на маркетинг весь полученный результат? Ответ поможет найти ROMI. Чтобы рассчитать его, воспользуйся формулой:

ROMI = (Дополнительная валовая прибыль – расходы на маркетинг) / расходы на маркетинг х 100%.

Дополнительная валовая прибыль – это сумма средств, которые тебе удалось получить от размещенной рекламы. Слово «валовая» означает, что мы уже отняли из выручки себестоимость кофе, но не очищали ее от налогов и платежей по кредитам, если таковые имеются.

Теперь вернемся в кафе. Допустим, ты вложил $1000 в маркетинг – распечатал флаера и распространил по окрестным домам. И это за год принесло тебе дополнительные $2000 валовой прибыли. Вычитаем одно из другого, делим и умножаем, и получаем в результате 100%. Это довольно хороший результат, хотя бывает и лучше.

Но бывает и похуже. Если неудачная реклама принесла меньше прибыли, чем стоила сама, показатель вообще будет отрицательным. И вот это уже проблема. Причиной которой может быть как неверно подобранный (слишком дорогой) рекламный канал, так и просто плохо сделанная кампания или дизайн. Например, из-за попытки сэкономить на дешевом специалисте.

Это не должно стать для тебя причиной опустить руки. В мире бизнеса такое случается чуть ли не каждый день. Это должно мотивировать тебя двигаться дальше и искать новые подходы. Если мы говорим о кофейне, движения должны быть осторожными и взвешенными, ведь ресурсы очень ограничены. Но действовать нужно!

x

Ошибки в расчете и анализе рентабельности

Ошибиться в подсчете рентабельности, о какой бы из них мы ни говорили, очень сложно. Как видишь, формулы очень просты и требуют лишь простейших арифметических операций. Но это не делает сам расчет в более широком смысле проще. Еще сложнее обстоит дело с анализом полученных данных.

Больше всего ошибок возникает при неверном понимании различных видов рентабельности, из-за чего в составляющие расчета могут включаться лишние или, наоборот, исключаться необходимые параметры. К примеру, при расчете ROA в числитель следует ставить чистую прибыль. То есть сумму, оставшуюся от выручки после всех расходов: от закупки сырья до налогов, зарплаты сотрудникам, арендных платежей и процентов по банковским кредитам, если таковые привлекались. Стоит только не учесть хотя бы один показатель, и результат получится ложным.

А вот в случае с ROMI, напротив, учитывать чистую прибыль не стоит. Дело в том, что в случае с рентабельностью маркетинга тебе в первую очередь следует оценивать эффективность именно проводимой рекламной кампании, а не бизнеса в целом. Задача рекламы – увеличить продажи, привлечь новых клиентов. И именно с этой точки зрения следует ее оценивать.

Вторая серьезная ошибка, которую часто допускают начинающие предприниматели – попытка анализировать рассчитанные показатели рентабельности в отрыве от «земли». Что означает рентабельность ROA 10%? Для нашего примера с кафе это значит, что вложенные тобой в активы сбережения принесли 10% чистой прибыли. В целом, этот показатель считается неплохим. Но детали очень важны. Если мы говорим, скажем, об Украине и 2023 году, то обычный банковский депозит за год принес бы тебе вдвое больше прибыли. Следовательно, вместо приобретения кофемашины и холодильника лучше было бы оформить банковский вклад.

Кроме того, следует учитывать не только макроэкономические показатели, но и конкурентную среду. Сравнивая собственную рентабельность с результатами конкурентов. Конечно, вычислить «чужую» рентабельность, не имея реальных показателей, не так-то просто. Но приблизительные цифры узнать вполне по силам.

Стремиться к лучшим показателям следует всегда. Но важно не совершить досадных ошибок в погоне за парой дополнительных процентов рентабельности там, где это уже почти невозможно. Кофейня в густонаселенном районе, где такой вид бизнеса очень развит, а рынок конкурентен, не может физически впечатляюще отличаться по рентабельности от конкурентов. Ты можешь приобрести лучший кофе, привлечь лучших маркетологов и дизайнеров, нанять супервежливый и гостеприимный персонал. Но в результате получишь настолько дорогой по себестоимости продукт, что столкнешься с ограниченным спросом. В то время как кофейня по соседству с посредственными кофе и работниками будет готовить чашку за чашкой по более низкой цене и с гораздо меньшей себестоимостью, получая втрое большую рентабельность.

icon star icon star icon star

Хочешь оставить отзыв о работе Unex Bank?