Отделения и банкоматы

Долговая дилемма: госдолг Украины в 2025 году вырастет до 100,7% от ВВП

18 октября

В 2024 году экономике Украины потребуется на $3 млрд внешней финансовой помощи больше, чем ранее ожидал МВФ – $31,9 млрд. При этом же, по оценкам Фонда, в 2025 году задолженность страны перед кредиторами превысит 100% ВВП.


Больше долгов – больше проблем?

Большинство украинцев, ориентируясь на собственный опыт кредитования, воспринимает такого рода новости с ужасом – ведь долги рано или поздно придется отдавать. Масла в огонь подливают и шокирующие прогнозные расчеты будущих платежей по обслуживанию государственных долгов. По оценкам правительства, в следующем году Украине предстоит выплатить проценты и погасить долгов суммарно на 988 млрд грн.

Если соотнести эту цифру с довоенными поступлениями в бюджет, оказалось бы, что из каждых 100 собранных в казну гривен кредиторам пришлось бы отдать 76 грн. Выглядит, соглашусь, угрожающе.

Однако, во-первых, такое сравнение нельзя считать релевантным. Украина живет с катастрофическим дефицитом бюджета. Из 3,3 трлн гривен бюджетных расходов на 2024 год собственными доходами казна сможет профинансировать только 1,75 трлн грн. Этого не хватило бы даже на прямые военные расходы, которые оцениваются в 1,9 трлн.

Во-вторых, смотреть на государственный долг исключительно как на источник бюджетных проблем в корне неверно. В здоровой экономике и при правильном подходе, привлечение госдолга позволяет ускорить экономическое развитие, повышать ВВП и уровень доходов граждан. То есть если смотреть на госдолг как на инвестиции, ничего ужасного в нем нет. Правда, если «проедать» привлеченные средства на популизм, не решая системных экономических и государственных проблем, ничего хорошего в росте госдолга в самом деле нет.

В глобальном ранкинге госдолга к ВВП можно найти кейсы, которые ярко иллюстрируют оба сценария.

Любимый пример всех экономистов – Япония, чей госдолг уверенно превышает 250% ВВП. И это нисколько не мешает стране стабильно занимать третью строку по размеру ВВП в мире.

И одновременно с этим рядом с Японией в ранкинге государственной закредитованности расположились Эритрея, Кабо-Верде, Гамбия.

Война и долг

Еще один важный тезис, который легко упустить, предаваясь исключительно экономическому анализу – война. Совершенно очевидно, что при прочих равных война всегда провоцирует увеличение госдолга. Поскольку расходы госбюджета возрастают кратно относительно довоенного периода, а образовавшийся дефицит необходимо чем-то закрывать. Хорошо, если у воюющего государства есть возможность привлекать внешние заимствования. Еще лучше – если речь идет о грантах или кредитах под почти нулевую ставку. Плохо, если дефицит финансируется за счет эмиссии.

Однако на фоне худшего сценария – потери суверенитета – ни один из трех этих вариантов не выглядит катастрофическим.

С 1939 по 1946 год госдолг Великобритании вырос со 137% до 252% к ВВП. Но это не привело к катастрофе. Напротив, позволило одержать победу вместе с союзниками и пройти быстрый путь восстановления. Менее чем через 10 лет госдолг страны вернулся к довоенным показателям.

Госдолг и восстановление экономики

Значительная долговая нагрузка, буквально «съедающая» ресурсы государства, конечно, не может считаться благом. Более того, в период послевоенного восстановления она способна сильно замедлить прогресс. Но ведь пока никто и не говорит о том, что после победы Украина окажется один на один с многомиллиардными долгами, привлеченными на оборону.

Часть долга будет реструктуризирована, часть рефинансирована за счет новых займов на восстановление, часть, надеюсь, можно будет погасить за счет репараций. Какой именно будет «долговая картина» после войны, сейчас, увы, сказать невозможно.

Хорошая новость заключается в том, что зависит она не только от внешних обстоятельств и требований кредиторов. Но и от страны. Активное реформирование, борьба с коррупцией, защита прав кредиторов и инвесторов способны дать колоссальный рывок экономике. Повысить инвестиционную привлекательность и стимулировать приток западного капитала в Украину.

Можно поступить и иначе, сделав госдолг неподъемным. Рецепт довольно прост: чрезмерная увлеченность популистскими проектами, требующими дополнительного финансирования, проедание долга, коррупционные схемы. Вот, что действительно несет угрозу. В таких условиях сложно рассчитывать на инвестиции и кредитование по низким ставкам.

Какой путь выберет Украина – покажет время. Но прежде необходимо одержать победу.

icon star icon star icon star

Хочешь оставить отзыв о работе Unex Bank?