Отделения и банкоматы

Доллар по 41: стоит ли ждать девальвации

22 июня

Несколько недель назад в информационном пространстве Украины родилась новая волна слухов о девальвации гривны. Поводом стало начало очередного этапа оценки банковским регулятором бизнес-стратегий финучреждений на ближайшие годы. Процедура стандартная и хорошо знакома всем банкам. В ней самой нет ничего удивительного или нового, поэтому ее старт вряд ли бы заинтересовал кого-то в Украине, кроме самих банков и их акционеров.

Но для формирования этих бизнес-планов и возможности их дальнейшей оценки по единым стандартам регулятор предоставляет перечень макроэкономических параметров, которые следует учитывать при формировании банковских стратегий. Среди прочего там содержится и прогноз курса доллара. Ввиду горизонта планирования – до 2025 года – прогнозные показатели указаны соответственно на начало 2024 и 2025 года. И именно курс 41,2 грн/$ на начало следующего года вызвал волну девальвационных ожиданий.


Прогноз – это не предсказание

Понять такую реакцию несложно. Учитывая, что именно регулятор ответственен за показатель, который к тому же уже почти полтора года фиксированный, украинцы однозначно трактовали указанную в таблице цифру: регулятор готовится к пересмотру официальной стоимости доллара в начале 2024 года.

Здесь следует сразу оговориться – такое толкование имеет основание и, в конце концов, не исключено, что именно так все и случится. Но в то же время столь буквально воспринимать таблички с макроэкономическими прогнозами не стоит. Абсолютно уверена, что даже сам Национальный банк не знает, будут ли за полгода предпосылки для пересмотра официального курса, какой на самом деле будет ситуация на валютном рынке и в экономике.

Ведь прогноз – это не предсказание. А лишь оценка будущего, основанная на текущих показателях, существующей динамике их изменения и ряде гипотез. Насколько каждая из этих гипотез, в конечном счете, окажется релевантной, не может сказать абсолютно никто. Тем более в условиях войны.

Люди очень не любят неопределенность и обожают прогнозы и предсказания. Но почти никогда и почти никто не оглядывается назад, чтобы по крайней мере оценить, насколько корректными были старые оценки. Если же это сделать, выяснится, что большинство из них, даже сделанные самыми уважаемыми международными организациями, часто оказывались ошибочными.

В этом нет ничего удивительного. Более того, все прогнозисты хорошо осознают, что каждый прогноз имеет определенную вероятность. Именно поэтому в СМИ регулярно появляются новости о том, что та или иная организация пересмотрела свой прогноз в сторону улучшения или ухудшения. Меняются обстоятельства, изменяются и прогнозы.

Возвращаясь к оценке курса, следует добавить, что НБУ является регулятором не только курса. Одна из его ключевых задач – стабильность финансовой и банковской системы. Следовательно, оценивать бизнес-стратегии банков лучше исходя из более пессимистических начальных данных. Оптимизм – это хорошо, но если смотреть на мир в розовых очках, можно легко упустить потенциальные проблемы.


Кто и что прогнозирует

Давайте ненадолго вернемся в прошлое и посмотрим на прогнозы курса доллара, сделанные разными организациями в конце прошлого года. В бюджете 2023 Министерство экономики спрогнозировало среднегодовой курс на уровне 42,2 грн/$. По оценкам ведомства, к концу этого года стоимость американского доллара должна была вырасти до 45,8 грн/$. Здесь следует, правда, отметить, что эти оценки были сделаны еще в начале осени, когда только готовилась смета на этот год, а наличный курс достигал отметки 42,7 грн/$.

Последний показатель долгое время являлся ключевым ориентиром для валютного рынка и учитывался во всех прогнозах. Поэтому неудивительно, что в конце прошлого года все известные прогнозисты, включая Dragon Capital и ICU, ожидали курс в течение 2023 года на уровне от 40,2 до 43 грн/$. И предполагали пересмотр фиксированного курса во второй половине года. И это, кстати, были уже оптимистичные оценки: за полгода до того ожидания были еще хуже.

Что сейчас? В начале июня Dragon Capital актуализировал свой прогноз полугодовой давности. Теперь аналитики компании прогнозируют курс на конец года не выше 39 грн/$, хотя раньше ожидали достижения отметки 43 грн/$. Гораздо более оптимистично звучат и другие прогнозы.

Причина та же – наличный курс. В условиях валютных ограничений и фиксированного курса, по которому проводятся операции на межбанке, очень трудно сориентироваться в реальной ситуации на рынке. Каков настоящий спрос и предложение валюты – точно никто не знает. Конечно, данные об интервенциях регулятора публикуются регулярно, но насколько они релевантны в текущей ситуации? Приведу только один пример.

С тех пор как НБУ разрешил населению покупать безналичные доллары и евро за безналичную гривну на межбанке с последующим размещением средств на трехмесячном вкладе, разница между объемом купленной и проданной безналичной валюты стремительно росла. Пиковых отметок показатель достиг в конце прошлого года, когда ежедневно украинцы покупали безналично на $20-25 миллионов больше, чем продавали.

Логика очевидна: многие украинцы покупали дешево доллары на межбанке, за три месяца продавали их выгодно на наличном рынке, в том числе и сером, а затем снова покупали дешево на МВРУ. Даже те, кто потом тратил гривни в магазинах, в здравом уме не стали бы продавать банку эти доллары безналично. Просто потому, что это было очень невыгодно.

Масштабируйте этот кейс на всю экономику и станет очевидно, что, по крайней мере частично, значительный дефицит предложения валюты на межбанке поддерживался разницей между наличным и безналичным курсом. Ведь все, кто имел более или менее легальный способ получить и продать валютную выручку наличными, пользовались такой возможностью.


Каким будет курс

В настоящее время, когда разрыв между наличным и безналичным курсами сократился до минимума, ситуация в корне изменилась. Украинцы каждый день продают безналичной валюты на 7-10 миллионов больше, чем покупают. Поскольку экономический смысл приведенной выше схеме просто исчез.

Ситуация на наличном рынке успокоилась, и прогнозы становятся все более оптимистичными. Но не следует забывать – это все еще лишь прогнозы.

Следует ли Национальному банку действительно пересматривать официальный курс в конце этого или в начале будущего года? Трудно сказать, какой будет ситуация через полгода, но сейчас смысла в этом нет. Это никак не поможет сбалансировать валютный рынок, ведь не экономические причины его разбалансировали. Объемы экспорта не возрастут только потому, что из-за девальвации гривни производимые в Украине товары станут дешевле на внешних рынках. Не это мешает экспортировать. Также изменение курса не повлияет существенно на объемы импорта.

Девальвация, конечно, помогла бы немного снизить дефицит бюджета. Но он закрывается внешней помощью наших союзников. Нет нужды и в выравнивании двух курсов: наличный и без таких мер приближается к безналичному.

Кроме того, нужно констатировать, что сейчас просто не существует объективных факторов, по которым можно было бы определить справедливую стоимость гривни: из-за разрушений, разорванной логистики, миграции населения и многих других катастроф, вызванных войной.

Конечно, можно попробовать в качестве базовой установки взять теорию покупательной способности. Она не идеальна, вокруг нее продолжаются споры, но это хоть какой-то более-менее объективный показатель. Ориентируясь на «довоенный», вполне рыночный курс 27,27 грн/$ на последний день 2021 года, прибавим к нему 26,6% инфляции в 2022 году и еще 14,8% прогнозируемой инфляции в 2023 году. И получим цифру 39,6 грн/$.

Но и это довольно условный прогноз. Скажем, аналогичный подход в конце прошлого года привел бы к результату на уровне 42,8 грн/$. Такая разница объясняется более пессимистическими прогнозами НБУ по инфляции: в октябре прошлого года регулятор ожидал инфляции на уровне 30% по итогам 2022 года (фактический показатель 26,6%) и 20,8% по итогам 2023-го (в апреле прогноз был улучшен до 14,8%).


Вместо резюме

Изменит ли официальный курс Национальный банк в конце года – неизвестно. Думаю, что даже ему самому. Существует конечная вероятность, что в течение следующих шести месяцев экономические обстоятельства сложатся таким образом, что в этом будет смысл. Но при прочих равных, уверена, регулятор постарается избежать такого шока. Изменять курс только потому, что в таблице многомесячной давности была указана определенная прогнозная цифра, точно никто не станет.

Также существует вероятность, что в таких изменениях не будет нужды. Причем на сегодня она значительно выше, чем первая. В какой из сценариев в конце концов верить, выбирать нужно каждому самостоятельно. Не забывая при этом, что прогноз – это только прогноз.

icon star icon star icon star

Хочешь оставить отзыв о работе Unex Bank?