Отделения и банкоматы

Доллар рядом с 43: временно или надолго?

05 февраля

В январе 2026 года курс доллара в Украине формировался под влиянием одновременных факторов — активного валютного предложения со стороны международных партнеров, высокого спроса бизнеса на валюту в конце и начале года для бюджетных и коммерческих платежей, а также масштабных интервенций Национального банка, которые оказали сдерживающий эффект на ослабление гривны. Официальный курс НБУ в начале месяца колебался в пределах 42,3–42,6 грн/долл., а во второй половине января официальный курс и межбанковские котировки поднимались ближе к 43 грн/долл., например, 26 января курс НБУ составлял около 43,17 грн/доллар.


На межбанке динамика была умеренной: торги показывали всплески спроса в отдельные недели, однако в целом курс удерживался в пределах 42–43 грн/долл., тогда как наличный рынок показывал несколько более высокие отклонения в сторону подорожания доллара в пиковые дни — это привычная реакция на рост спроса и одновременные продажи НБУ.

Основным техническим фактором, формировавшим рынок в январе, стали чистые продажи валюты НБУ: по официальным данным регулятора, с 5 января и до конца первого месяца года НБУ продал на рынке свыше 3,5 миллиардов долларов, что притормозило дальнейшее ослабление гривны, хотя одновременно международные резервы страны оставались подкрепленными в результате значительных поступлений в 2025 году и январских поступлений от партнеров.

Среди внешних факторов, определявших курс в январе, ключевыми были сигналы ведущих центральных банков. В США Федеральная резервная система в январе 2026 года сохранила относительно жесткую позицию — приостановила смягчение монетарной политики, что усиливало спрос на доллар и повышало стоимость глобального финансирования для рисковых рынков. Эти сигналы ФРС вместе с движениями на мировых рынках капитала повлияли на ожидания украинских импортеров и инвесторов и, как следствие, усилили спрос на иностранную валюту в Украине.

Внутренние факторы были не менее важны: сезонные потребности бюджета, активность экспортеров и импортеров после новогодних каникул, отложенные платежи и динамика внутреннего спроса, а также поведение банковской системы (спрос клиентов, покрытие валютных позиций) — это создавало давление на курс. По сравнению с январем 2025 года, когда НБУ также проводил значительные чистые продажи валюты (в отдельные недели 2025 года регулятор тратил более $1 млрд еженедельно), объемы продаж в январе 2026 были сравнимы, то есть политика была последовательной: раскачать курс значительно свободнее больше отмечалось консолидированными продажами в начале года во время пикового спроса, тогда как в январе 2025 г. также фиксировали интенсивные еженедельные расходы резервов. Поэтому, с одной стороны, НБУ успешно сглаживал резкие проседания гривны и давал рынку ориентир, с другой — это требовало использования части валютных резервов, хотя общий запас резервов у страны оставался на более комфортном уровне по сравнению с предыдущими годами благодаря помощи партнеров и чистым поступлениям в 2025 году.

До конца февраля текущего года ожидается сохранение умеренной волатильности с доминированием сценария «фиксации» курса вблизи текущего диапазона при условии, что НБУ сохранит политику интервенций в случае нарастания спроса, внешние поступления будут оставаться на ожидаемом уровне, а мировые финансовые условия не претерпят неожиданных событий. Ключевыми рисками для большего ослабления станут внезапное сокращение международной помощи, резкое увеличение импортного спроса, например, из-за закупки энергоносителей или резкое падение рынков из-за обострения геополитической ситуации. В то же время, потенциальная слабость доллара на мировых рынках в случае ускорения цикла смягчения в США, что пока выглядит маловероятным после последних сигналов ФРС, могло бы облегчить давление на гривну.

Так что можно ожидать общей умеренной стабилизации валютного курса, которая будет сопровождаться периодическими кратковременными всплесками спроса. Когда происходят крупные бюджетные или корпоративные выплаты, после интервенций НБУ спрос на валюту внезапно растет — это кратковременно повышает колебания курса и влечет за собой пиковые покупки. Поэтому компании, вероятно, чаще будут делать краткосрочные инструменты защиты от валютных рисков в долларах и евро и будут сохранять больше наличной валюты для срочных платежей. У банков возрастет количество клиентских операций в валюте и возрастет потребность в управлении ликвидностью, что может побудить регулятор вмешаться в интервенции на межбанке. В общем, февраль прогнозируется как месяц относительной стабильности, но с периодическими кратковременными пиками спроса, которые будут заметны в платежных графиках и нагрузке на ликвидность.

icon star icon star icon star

Хочешь оставить отзыв о работе Unex Bank?