Полномасштабная агрессия России кардинально изменила экономические и социальные ориентиры украинцев. Предприниматели, которые в мирное время ассоциировались преимущественно с прибылью и рыночными рисками, сегодня воспринимаются как партнеры по обеспечению восстановления страны и помощи армии. Как изменилось отношение украинцев к бизнесу в условиях войны? Какие факторы влияют на доверие к предпринимателям и почему одни получают больше общественной поддержки, чем другие? Сегодня поговорим об этом.

Скажу сразу, что доверие во время войны это больше, чем репутация. Это валюта выживания, развития и взаимной ответственности.
Малый и средний бизнес – основа экономики и доверия
Оказывается, что наивысший уровень доверия среди украинцев имеют малые и средние предприниматели, особенно те, кто остается в Украине и несмотря на риски адаптирует бизнес, продукты и услуги, необходимые в новых условиях. Среди них наибольшим доверием пользуются ИТ-стартапы, локальные производители продуктов питания и социальные предприятия.
Баланс доверия определяется как разница между процентом доверяющих компании респондентов и не доверяющих. Положительное значение баланса свидетельствует о преобладающей поддержке, а отрицательное – о доминировании скептицизма. Этот показатель позволяет оценить репутацию учреждения в условиях повышенной неопределенности и понять, насколько клиенты готовы покупать или пользоваться продуктами компании.
Часть и роль МПБ
Малый и средний бизнес составляет 90% всех бизнесов в Украине и формирует 72% объема реализуемой продукции в Украине во время войны. Ключевыми вопросами продолжают быть военная опасность, нехватка рабочей силы, рост стоимости сырья, снижение спроса на товары и услуги, низкий уровень жизни и ВВП.
Потенциал новых предпринимателей. Сила тех, кто не боится начать с нуля
Опрос Социологической группы «Рейтинг» в феврале-марте 2025 года показал, что 38% украинцев хотели бы открыть собственное дело, тогда как 10 МПБ воспринимается близким к людям — представители малого и среднего бизнеса, которые олицетворяют рядовых людей.
Новые бизнесмены очень разные. Кто-то потерял дом, кто-то работу, а кто-то вернулся с фронта с идеей. Они открывают кофейни в прифронтовых городах, шьют форму для военных, варят мыло в гаражах, запускают обучающие платформы в подвалах.
У них мало стартового капитала, но много решимости дать шанс себе и стране. Unex Bank поддерживает таких предпринимателей, предлагая им финансирование на развитие бизнеса.
Большой бизнес: вызовы репутации
Большой бизнес воспринимается неоднозначно, ведь он находится под пристальным вниманием и часто ассоциируется с олигархическим прошлым или тесными связями с политикой, поэтому сталкивается с существенно более низким балансом доверия. Но даже несмотря на большее внимание, баланс доверия к крупному бизнесу неплохой.
Системные благотворительные инициативы, восстановление инфраструктуры и помощь военным восстановят репутацию крупных игроков и покажут пример положительной трансформации.
Что ценит общество
Во время войны мы наблюдаем, что общество начало четко отделять бизнес ради прибыли от бизнеса ради страны. И поддерживает преимущественно тех, кто в своих решениях учитывает не только цифры, но и людей.
Важную роль в росте доверия играют ответственность и готовность делиться ресурсами, а не только искать прибыль; ценности, когда бизнес ориентируется на общее благо, а не только на рынок; устойчивое развитие – восстановление предприятий и рабочих мест в тылу. Вместе с тем, общество высоко ценит прозрачную и честную коммуникацию со стороны бизнеса — открытость вызовов и трудностей воспринимается не менее положительно, чем успешная реализация социальных или благотворительных проектов.
Во время войны доверие к предпринимателям превращается в стратегическое ресурсное преимущество: оно побуждает добровольно инвестировать время, деньги и ресурсы в развитие и восстановление. В кризис бизнес может не только выжить, но и закрепиться в сердцах украинцев — как настоящий.
Подводя итог, скажу, что в целом отношение общества к предпринимателям меняется к лучшему. А ведь во время полномасштабной войны бизнес проявляет себя союзником, опорой войска и общества. Предприниматели получили уникальный шанс переосмыслить свою роль: из любого бизнеса может вырасти настоящий национальный проект, если строить свою деятельность по прозрачности, доверию и ответственности перед обществом. А украинцы предпочитают те учреждения, которые объединяют надежность, инновации и социальную ответственность: остаются рядом с общинами, быстро адаптируют свои продукты к неотложным потребностям, а среди банков — те, кто обеспечивает бесперебойный доступ к счетам через современные цифровые сервисы и предлагает льготные условия для военных.
Также во время военного противостояния финансовая устойчивость приобретает первостепенное значение. И выбирая банк для накопления средств, оплат или кредитования, украинцы обращают внимание не только на ставки, но и на репутацию финучреждения. поддерживать своих клиентов и активно искать решения. Когда люди видят, что банк – это партнер, а не только сервис, они доверяют.