Банковский рынок снова обсуждает долю государственного капитала в банковской системе. Повод – возможна национализация крупного банка, среди акционеров которого есть граждане России. Если это произойдет, доля государства в банковском секторе увеличится с 53% до 56,5%.
Оставлю за скобками вопрос целесообразности национализации банка и невозможности поиска другого инвестора во время войны – об этом уже много написано, так что вряд ли нужно повторяться. Сосредоточимся именно на факте государственной собственности в банковской системе.
Too big to fail
В целом, современное демократическое государство крайне редко начинает думать о создании или приобретении банка. Конечно, отдельные случаи создания специализированных госбанков, вроде банков развития, имеют место и даже относительно распространены в экономической истории. Но все же гораздо чаще страна становится собственником банка из-за покупки финучреждений на рынке, когда тому становится “плохо” из-за очередного кризиса.
Скажем, в случае, если потенциальные риски для системы превышают плату за спасение путем, например, предоставления кредита на поглощение банка другим участником рынка или прямого вхождения государства в капитал. Это тот случай, который принято называть «too big to fail» – слишком большой, чтобы обанкротиться.
Все украинские банки, принадлежащие государству, за исключением Ощадбанка и Укрэксимбанка, именно при таких обстоятельствах и стали государственными. Строго говоря, если смотреть на этот процесс с точки зрения спасения банковской системы от еще большего кризиса, ничего плохого в приобретении банка страной нет.
Too big to sell
Но это мнение справедливо пока речь идет именно о спасении. Как только государство становится собственником еще одного банка, его стратегическая цель должна измениться. Теперь главная задача регулятора – отыскать инвестора и избавиться от приобретенного актива. На самом деле Национальный банк Украины постоянно декларирует намерение продать и Приватбанк, и Укргазбанк и сократить участие государства в банковской системе. Однако продать их не так-то просто. Особенно когда речь идет о первом.
«Зеленый великан» слишком велик, чтобы найти для него инвестора, который будет готов заплатить по крайней мере 100% капитала, то есть около 5,5 миллиарда долларов. Тем более, учитывая, что он был и остается лидером рынка по доле NPL в системе. Причем с большим отрывом от ближайшего конкурента. Иными словами, Приватбанк из банка «Too big to fail» превратился в банк «Too big to sell» - слишком большой для продажи.
Но какими бы ни были намерения регулятора и ситуация в стране, де-факто все указывает на то, что доля государства в банковском секторе скорее будет расти, чем наоборот.
Что в этом плохого
На первый взгляд может показаться, что ничего страшного в этом нет. Ну вот работает же ПриватБанк, и вроде бы ничего. Но как бы то ни было, государство – не лучший собственник. Причин тому очень много, большинство из них к тому же абсолютно объективны. Вот только будет ли потребитель на самом деле принимать во внимание государственное регулирование цен на почтовые услуги и дефицит бюджета страны, которые в конечном счете не позволяют Укрпочте отремонтировать все отделения и наладить сервис? Или просто пойдет на Новую почту, не желая разбираться, почему этот отправитель может доставить посылку за сутки, а государственный – нет?
Намек, думаю, понятен. То же с банками. Государственный банк объективно не может быть номером один по инновациям, ведь инновации в той или иной степени - это дополнительный риск, они требуют скорости, смелости и минимум бюрократии. Кроме того, государственный банк должен выполнять определенные социальные обязательства, даже если он действительно управляется независимо. Хотя бы потому, что на каком-то этапе внутри срабатывает что-то вроде самоцензуры.
Но это только часть вопроса. Во время последнего заседания правления НБУ приняло ряд решений, из-за которых сейчас банки снова начали путать своих клиентов: ставки по одним депозитам растут, по другим – снижаются. Почему так вышло - недавно подробно писала Людмила Бечкало.
Но зачем НБУ так поступает? Ответ содержится буквально в двух предложениях из новости, которую 27 марта разместил на своем сайте регулятор.
В то же время в крупнейших банках, которые являются главными бенефициарами ликвидности из-за значительных бюджетных расходов, гривневые ставки остаются недостаточно привлекательными для вкладчиков, учитывая уровень текущей и ожидаемой инфляции.
Если перевести этот текст на простой язык, станет понятно, что у крупнейших банков, то есть государственных, нет стимула повышать ставки, потому что деньги к ним попадают при любых условиях. Не нужно конкурировать, не нужно размещать рекламу – не нужно делать ничего. Люди все равно будут накапливать деньги на счетах.
И это тоже последствие большой доли государства. Но в более широком смысле – как субъекта экономики в целом. Государство сейчас главный работодатель страны, главный потребитель и заказчик. Государство платит зарплаты и пенсии, закупает товары и совершенно логично, что расчеты оно хочет производить через госбанки. На месте государства, так поступил бы любой акционер.
Это объективная реальность, мы не можем и не имеем права критиковать ее. Да и дело совсем в другом. Вместе с большой долей государства в банковской системе эта концентрация государства и привела к росту доли средств до востребования в депозитах физлиц, с которым и борется сейчас банковский регулятор.
Выходит так, что Нацбанк фактически вынужден бороться с результатом чрезмерной доли государства в банковском секторе. И это еще один прямой ответ на вопрос, почему слишком большая доля государства в банковской системе – это плохо.
Без паники
Конечно, это не катастрофа. Скорее сдерживающий фактор, не больше. По меньшей мере, это гарантирует стабильность в банковской системе. Кроме того, искать инвесторов на покупку госбанков в условиях войны - занятие абсолютно бесперспективное. А Национальный банк и сам двумя руками за сокращение доли государства в системе.
Просто нужно немного времени и победа. Нет сомнений, что после победы инвестиционный климат в стране будет исторически высоким. Следовательно, найти покупателей на госбанки будет гораздо легче. Главное – не упустить этот шанс.