Отделения и банкоматы

Как научить детей управлять деньгами

20 мая

До определенного возраста дети не воспринимают деньги, как нечто ценное. А в современном мире, когда деньги фактически превращаются в абстракцию, объяснить их ценность становится еще сложнее.


Что такое финансовая грамотность

Финансовая грамотность для детей – понятие достаточно сложное. Не потому, что трудно понять его суть, а из-за слишком разных подходов к формированию здоровых финансовых навыков у детей разных возрастов. Одно дело, когда речь идет об основах финансовой грамотности для детей 6-8 лет, совсем другое, когда мы говорим о подростках 14-16 лет.

Но в любом возрасте ответ на вопрос, для чего нужная финансовая грамотность идентичен. Ведь речь идет о формировании здоровых привычек обращения с деньгами. Так как же сделать, чтобы школьники овладели основами финансовой грамотности? С какого возраста начать знакомить ребенка с деньгами? Какие упражнения помогут сформировать у него правильные привычки? Обо всем этом поговорим дальше.


Как говорить с детьми о деньгах

Как и во всех прочих аспектах воспитания детей, браться за обучение следует с себя. Вряд ли разговоры о важности формирования сбережений и аккуратного ведения собственного бюджета принесут результат, если тебе хронически не хватает денег на зарплату из-за эмоциональных покупок в первые дни после получения зарплаты. Одним словом, начни с себя.

Второе важное замечание – формирование здоровых финансовых привычек возможно только при регулярной практике. Ты можешь сколь угодно долго рассказывать ребенку о деньгах и обращении с ними, включать ему мультфильмы о финансовой грамотности для дошкольников, но все это не имеет значения, если твой ребенок буквально собственными руками не почувствует деньги.

Ты должен понимать, что для маленького ребенка деньги сами собой не являются чем-то ценным. Он понимает, что за эти забавные цветные бумажки можно купить сладости в магазине, но не понимает, откуда они берутся и что нужно сделать, чтобы получить их. Следовательно, твоя первая задача – дать ребенку понять, чего деньги стоят не столько с точки зрения конфет, сколько с точки зрения труда.

Конечно, заставлять ребенка 6-8 лет, а именно с этого возраста эксперты рекомендуют начинать обучать ребенка основам финансовой грамотности, зарабатывать карманные деньги мытьем посуды не нужно. Но уже в этом возрасте у него должны появиться собственные деньги.



x

Ты можешь называть их карманными, стипендией или любым другим термином. Но именно из собственного бюджета и следует начать учить ребенка финансовой грамотности. Начни с бумажных денег. Не потому, что технологии слишком сложны для малышей. А во избежание так называемого эффекта «финансовой абстракции».

Последний в широкое употребление ввел Адам Кэрролл, который во время выступления на TEDx рассказал о собственном семейном эксперименте. Заметив, что его дети постоянно нарушают правила игры в Монополию, пренебрежительно относясь к игрушечным деньгам, он предложил им поиграть с настоящими деньгами. И заметил, что их поведение изменилось радикально.

«Финансовая абстракция», по его мнению, присуща не только вымышленным игровым деньгам, но и всем современным методам безналичной оплаты. Виртуальные деньги в смартфоне, упрощенный доступ к заемным деньгам провоцируют нерациональное финансовое поведение. И если не начать готовить детей к вызовам современных технологий с детства, финансовая грамотность для подростков становится совершенно нереальной задачей.



Правила сбережения для детей

Существует множество различных упражнений и методик овладения финансовой грамотностью у детей. Однако я специально не буду здесь упоминать о тех или иных образовательных технологиях. Ты справишься с этой задачей самостоятельно, если будешь понимать ключевые принципы.

  1. Деньги не являются безграничным ресурсом. Важно уже с младшего школьного возраста объяснить ребенку, что ни у тебя, ни у него самого деньги не бесконечны. Достичь этого не так уж сложно – у ребенка должен быть собственный бюджет. С твоей стороны важно соблюдать взятые обязательства: выдавать «карманную стипендию» четко в оговоренные сроки и ни в коем случае не давать сверх оговоренного.
  2. Деньги нужно зарабатывать. Ребёнка 6-8 лет не следует заставлять работать, даже выполняя простую домашнюю работу. На этом этапе достаточно будет еженедельных карманных. Но в возрасте 12-14 лет ты вполне можешь придумать для ребенка посильную работу, которая будет приносить ему дополнительные, доходы сверх карманных.
  3. Деньги нужно копить, формируя запас. Со временем материальные желания ребенка будут трансформироваться. На смену конфетам придет скейт или велосипед, а их впоследствии сменит смартфон или брендовая одежда. На этом этапе можно начать учить ребенка накапливать. Откладывая 20-30-50% от карманных и заработанных денег, он сможет собрать нужную сумму на желаемую покупку.
x

Ты можешь изменять эти правила по своему усмотрению. Выплачивать карманные раз в неделю или каждый день, менять сумму. Можешь давать больше самостоятельности, например, предлагая подростку самостоятельно приобрести все необходимое в школу накануне 1 сентября. Для более взрослого ребенка – выпустить банковскую карту и предложить вести свой бюджет в приложении. Понимая базовые принципы, методы поощрения и обучения финансовой грамотности можно и даже нужно менять, подстраивая под устоявшиеся семейные привычки.

icon star icon star icon star

Хочешь оставить отзыв о работе Unex Bank?