Как открыть цветочный магазин
Цветочный бизнес – одно из самых популярных стартап-направлений для начинающих предпринимателей. Бороться за симпатии молодых украинских бизнесменов могут разве что кофейни. А ввиду того, что инвестиции для открытия цветочного магазина намного меньше, чем вложения в кафе или парикмахерскую, можно даже сказать, что именно цветочный бизнес является приоритетным.
Но следует признать – такое мнение не слишком релевантно. Значительная маржинальность цветочного бизнеса, так привлекающая начинающих предпринимателей, буквально уничтожается капризностью продукта, который предлагается потребителю. Свежие срезанные цветы, являющиеся основным товаром цветочного магазина, быстро портятся, требуют специальных условий, которые к тому же крайне сложно и дорого обеспечить в 2024 году из-за постоянных отключений электроэнергии. Но давай обо всем с самого начала.
Документы для открытия цветочного магазина
Чтобы открыть цветочный магазин, тебе не нужны специальные документы, разрешения или лицензии. Никаких требований, как организовать цветочный бизнес со стороны регуляторных органов не существует. Чтобы начать бизнес, тебе достаточно открыть ФЛП. Подойдет ФЛП второй группы на упрощенной системе налогообложения (единый налог).
Оформить последний можно, например, в Действие. Это очень простая процедура, не требующая специальных знаний. Фактически, для открытия ФЛП тебе достаточно иметь смартфон.
Цветочный бизнес: с чего начать
Но прежде чем приступать к оформлению ФЛП, позаботься о бизнес-плане. Начать следует с поиска локации – это приоритетный вопрос, без ответа на который не стоит даже начинать. Во многих статьях-инструкциях, как сделать бизнес на цветах, ты встретишь простую рекомендацию: магазин должен быть расположен в проходном месте. То есть там, где регулярно проходят многие люди. Кажется, здесь не нужны дополнительные объяснения, однако нюансов очень много.
В первую очередь, даже супер-проходное место может стать ошибкой. Ведь цветочный магазин, открытый в старом районе города, не обеспечит достаточно спроса. Ориентироваться следует на место с большой концентрацией молодых семей. Место, где расположен цветочный магазин, что нужно для открытия, имеет решающее значение не только с точки зрения спроса.
«Еще одной моей ошибкой при открытии магазина стала солнечная сторона, на которой он расположен. Летом 2024 это стало настоящей катастрофой, ведь существенно увеличило затраты на электроэнергию. А в периоды отключений требовало закупки десятков литров топлива», - признался молодой предприниматель, решивший попробовать цветочный бизнес.
Дело в том, что для удачного бизнеса очень принципиально обеспечить правильные условия для цветов. При температуре 2-5 градусов по шкале Цельсия срезанные цветы могут сохраняться до двух недель. Но как только температура растет, срок их жизни стремительно снижается.
Кстати, холодильное оборудование для цветочного магазина является одной из самых больших статей инвестиций для начала бизнеса. Если речь идет о небольших площадях, например в МАФе, обычно ради экономии предприниматели просто отгораживают часть помещения, в которой устраивают охлаждение с помощью обычного кондиционера. Но важно обеспечить его бесперебойную работу в теплое время года. Даже во время блекаутов.
Среди оборудования, что нужно для цветочного бизнеса, также стоит отметить стол флориста – здесь важно выбирать мебель, устойчивую к воде, ведь на нем придется работать с большим количеством влаги. А также другая мебель. Очевидно, что декорировать цветами интерьеры – главный способ привлечения клиентов. Но поцарапанная неопрятная мебель в магазине не позволит продавать дорогой товар. Следовательно, бороться с многочисленными конкурентами придется с помощью цены. Однако пониженная наценка – не слишком правильная стратегия, ведь чтобы окупить все расходы, включая неизбежный «пересорт» испорченных цветов, нужен достаточный запас прочности.
Как правило, нормальной наценкой в цветочном бизнесе считается 80-100%.
Этого достаточно, чтобы окупить все расходы, в том числе персонал и зарабатывать ежемесячно до 40-60 тысяч гривен. Что касается работников – экономить не стоит. Цветочный бизнес очень тесно связан с эмоциями. Следовательно, крайне важно предоставить покупателю индивидуальный уровень сервиса. А это не так уж просто, ведь за цветами приходят совершенно разные люди. Одни ищут только лучшую цену, другие хотят получить консультацию и даже психологическую поддержку (первое свидание – весьма волнующее мгновение), кому-то важно не тратить время на формирование букета и быстро приобрести готовый, а здесь уже нужны уникальные навыки флориста. И во всех случаях тебе нужен внимательный и обходительный работник или работница.
Как найти поставщиков цветов
В конце концов тебе следует продумать ассортимент. Здесь давать какие-то советы, как вести цветочный бизнес, трудно – со временем ты и сам поймешь, к чему стремятся твои постоянные клиенты и местные жители. Считается, что постоянным спросом пользуются пионы, конечно, не обойтись без роз. Весной спросом пользуются традиционные весенние цветы – тюльпаны, нарциссы и т.д. Хотя кое-где спрос на них есть даже в низкий сезон. И этим нужно пользоваться, ведь на несезонных цветах можно заработать больше.
Что касается поставщиков, то в больших украинских городах с ними нет никаких проблем. Некоторые компании, например, Аскания Флора, и сами выращивают цветы в Украине. Есть немало импортеров, привозящих цветы из Голландии и других стран. Все они имеют собственные службы доставки и привезут нужную партию цветов прямо в твой магазин.
Напоследок поговорим об еще одном очень перспективном направлении – доставка цветов. Однако не следует думать, что это проще, чем открыть цветочный магазин на улице. Действительно, так ты сможешь сильно сэкономить на аренде помещения, стоимость которого в столице летом 2024 года достигала 10 000 – 30 000 гривен за уличный МАФ. Потому что тебе не придется искать проходное место, бороться с палящим солнцем, тратить средства на вывеску.
Но конкуренция в онлайн-сегменте цветочного рынка еще более серьезная. Следовательно, выходить на рынок без специальных знаний диджитал-маркетинга не стоит. К тому же инвестиции в цифровой бренд, отладка логистики могут стоить гораздо дороже, чем открытие оффлайн магазина. Это не означает, что это направление не следует рассматривать, но учитывай собственные силы, оценивай свою экспертизу, прежде чем принимать окончательное решение.
Как вариант, можешь рассмотреть возможность открытия комбинированного бизнеса: если позволяет площадь открыть кофейню и цветочный магазинчик в одном помещении. Так ты сможешь обеспечить постоянный клиентский поток для обоих направлений.