Отделения и банкоматы

Как составить бизнес-план и для чего он нужен

17 июня

Что такое бизнес план

Бизнес-план – это документ, в котором описывается стратегия и план развития предприятия, как вновь созданного, так и существующего. В нем детализируются:

  • продукт или услуга со своими сущностными характеристиками;
  • производственный процесс, разработка и себестоимость единицы;
  • особенности рынка, на который выходит компания – целевая аудитория, конкуренты, государственные ограничения и требования;
  • финансовые прогнозы, включая источники привлечения инвестиций.

Все внешние и внутренние хозяйственные факторы анализируются и критически оцениваются с помощью различных инструментов. Одним из наиболее популярных является SWOT-анализ, позволяющий сопоставить сильные и слабые стороны предприятия с рыночными возможностями и угрозами. На основе такой оценки формируется стратегия развития компании и формируются мероприятия по эффективному продвижению продукта (услуги).

Основные виды бизнес-планов

Бизнес-план малого бизнеса будет непременно отличаться от аналогичного документа крупной корпорации объемом и наполнением. Кроме того, бизнес-планы можно составлять как для внутреннего пользования в качестве ориентира для управления, так и для внешнего – информирования партнеров, привлечения инвесторов, получения кредита.

По целевому назначению бизнес-планы бывают:

  1. Стартовые – оформляются на этапе планирования создания нового предприятия, сосредоточивают внимание на анализе рынка и формировании стратегии развития.
  2. Стратегические рассчитаны на долгосрочную перспективу (в среднем на 3-5 лет) и обосновывают возможности выхода на новые рынки, технологической модернизации, наращивания производственных мощностей.
  3. Операционные – охватывают производственный цикл продукции и описывают процессы, связанные с изготовлением, хранением, логистикой и продвижением товара или услуги.
  4. Финансовые – фокусируют внимание на прогнозировании финансовых результатов деятельности, бюджетировании.

Бизнес-планы могут разрабатываться на краткосрочную перспективу – производственный цикл либо охватывать период до одного года, либо на долгосрочную формирование перспективного видения развития компании.


Этапы бизнес-планирования

Главный совет, как написать бизнес-план, состоит в соблюдении рекомендованных этапов этого процесса. Это поможет систематизировать информацию и изложить бизнес-идеи четко, понятно и обоснованно, что является основным требованием к такому документу.

Бизнес-планирование состоит из следующих этапов:

  1. Определение цели и промежуточных целей бизнеса – его назначение на рынке, особенностей товара, что потенциально должно удовлетворять потребности покупателей лучше, чем существующие аналоги.
  2. Анализ рынка для оценки конкуренции, технологий, целевой аудитории и ее запросов.
  3. Разработка продукта (услуги) – конкретизация его характеристик.
  4. Маркетинговое планирование – разработка маркетинговой стратегии, то есть позиционирование и продвижение продукта.
  5. Организационное планирование – формирование структуры компании, корпоративной политики и культуры, распределение обязанностей, прав и полномочий для обеспечения желаемых объемов производства.
  6. Финансовое планирование – прогнозирование финансовых показателей, в том числе затрат, выручки, планирование прибыли (предвидение убытков), поиск источников финансирования.
  7. Риск-менеджмент – оценка рисков, разработка альтернативных сценариев развития и мер по снижению рискованности деятельности.
  8. Реализация и мониторинг – непосредственное внедрение бизнес-плана в действие, контроль за исполнением и текущая корректировка планов.

Объем работ и продолжительность выполнения каждого этапа зависят от масштабов деятельности, назначения бизнес-плана. Однако логика его формирования остается неизменной для любых ситуаций.

Структура бизнес-плана

Структура бизнес-плана довольно проста и остается неизменной годами. Даже в 2024 году бизнес-план для малого бизнеса концептуально выглядит так же, как и полвека назад.

  1. Документ начинается с резюме – краткой выдержки из всего документа, которая буквально за пару минут дает возможность потенциальному инвестору или кредитору получить полное представление о твоем будущем бизнесе, продукте, целевой аудитории и т.д. Несмотря на то, что это первый параграф в документе, составляется он в последнюю очередь, когда все остальные разделы уже готовы и все тщательно просчитано. Составляя этот раздел не следует прибегать к мелким деталям. Не пытайся сделать его слишком «художественным» – максимум концентрации на фактах и ​​цифрах.
  2. Во второй главе сосредоточьтесь на описании продукта или услуги. Что именно ты предложишь своим потребителям, почему твой продукт будут покупать, какие у него конкурентные преимущества. И главное – какой именно вопрос клиента он будет решать.
  3. Далее проанализируй рынок, на котором будешь работать. В зависимости от особенностей выбранного тобой сегмента здесь можно использовать как данные аналитических отчетов, так и собственные наблюдения. Скажем, если ты хочешь открыть детский магазин, что удовлетворит потребность в подгузниках, средствах гигиены и игрушках для детей твоего микрорайона, буквально с блокнотом посчитай, сколько женщин с колясками проходят ежедневно мимо помещения, где ты планируешь открытие. Спроси их об их потребностях и привычках.
  4. Подумай о маркетинговых мероприятиях. Под каким брендом будет работать бизнес? Как ты планируешь привлекать клиентов? Не обязательно тратить деньги на масштабную рекламу на бигбордах. Можно выбрать более дешевые методы. Главное, чтобы избранная стратегия приносила результат. Смотри на этот вопрос шире: кроме привлечения клиентов тебе нужно думать и о их содержании, поэтому тебе понадобится программа лояльности. Учитывай региональные особенности: Украина большая страна и то, что хорошо сработает во Львове, Киев может не воспринять.
  5. Бизнес-план малого компании неосуществим без денежной части. Над ней тебе придется поработать больше всего. Сначала склады смета разовых затрат на запуск бизнеса: ремонт и разрешения, закупка оборудования и мебели – учесть нужно все до мелочей.

Потом подумай о регулярных расходах – зарплата персонала, арендные платежи, коммунальные услуги, закупка сырья и материалов. Учти амортизацию оборудования, возможные затраты на его ремонт. Не забудь о налогах и процентах, которые нужно платить банку за кредит, если ты будешь привлекать заемные средства для реализации проекта. Составляй смету максимально реалистично. Не следует брать за основу самые дешевые из найденных цифр. Но и слишком дорогие включать не следует.

После издержек посчитай ожидаемую выручку, исходя из проведенного ранее рыночного анализа. Учитывай потенциальную сезонность. Скажем, продажа мороженого зимой не будет приносить и половину летнего дохода. Следовательно, тебе может понадобиться диверсификация.

6. Подумай о возможных рисках. Что именно может помешать твоему бизнесу. Это могут быть ловкие конкуренты, которые откроют аналогичное заведение рядом. Следует сразу подумать над потенциальными действиями, минимизирующими потери от вероятных неприятностей.

Резюме бизнес-плана: в нем его важность

Особое внимание при подготовке документа следует уделить резюме. Оно необходимо для быстрого ознакомления с компанией и бизнес-идеями, которые должны привлечь внимание потенциального инвестора, кредитора или партнера.

Резюме бизнес-плана — это краткое изложение его основных положений, в частности, реквизитов предприятия, его целей, стратегии, финансовых прогнозов. Оно должно быть ярким, содержательным, но лаконичным, отражать основные сильные стороны компании, ее перспективы и выгоды для заинтересованных сторон. По сути, это визитка, которая должна презентовать бизнес с лучшей стороны.

Как составить бизнес план

Конечно, для создания бизнес-плана можно обратиться и к профессионалам. В случае малого бизнеса подготовка такого документа может стоить всего пару сотен долларов. Но даже если ты решил воспользоваться услугами третьих лиц, важно принимать непосредственное участие в его составлении. Ведь именно ты должен реализовывать проект, отвечать за управление бизнесом.

Но и в самостоятельной подготовке документа нет ничего сложного. Главный совет относительно составления бизнес-плана заключается в максимальном внимании и ответственности к этому делу. Ведь ошибки «на бумаге» в будущем приведут к значительным проблемам при реализации проекта.

Начинающие бизнесмены часто занижают стоимость реализации проекта, не учитывая всех расходов, поскольку не способны их полноценно оценить. Нередко ошибочно завышают собственные оценки спроса, считая свой продукт слишком популярным и нужным.

Хотя даже менее серьезные ошибки, как, скажем, некорректная оценка срока запуска проекта или отсутствие четких «оцифрованных» целей могут нанести немало вреда. Следовательно, относиться к бизнес-плану как к досадной формальности, просто «съедающей» драгоценное время, точно не стоит. Ведь только с его помощью ты можешь гарантировать успех своему стартапу.

Бизнес-план малого предприятия — это не только требование для получения кредита или интереса инвестора. Это «шпаргалка» для самого предпринимателя, особенно начинающего, в котором он может четко изложить ожидания от бизнеса и сопоставить их с реальными возможностями. С помощью бизнес-плана ты сможешь обосновать абстрактные идеи реальными мерами и цифрами, превращая их в конкретные решения. А это уже половина дела на пути к успеху.

icon star icon star icon star

Хочешь оставить отзыв о работе Unex Bank?