Что такое бизнес план и действительно ли он нужен
Простые бизнес-идеи, кажется, не нуждаются в тщательном планировании. Ну что сложного может быть в обычной кофейни: покупаешь эспрессо-машину, арендуешь помещение и начинаешь считать прибыль. Но даже для хорошо известных бизнес-моделей все же следует сначала составить тщательный документ, который опишет сущность бизнеса, источники доходов и расходы.
Бизнес-план прежде всего нужен самому предпринимателю, ведь во время его составления ты начинаешь видеть гораздо больше деталей, понимать вещи, о которых не догадывался. В конце концов после подготовки документа ты даже можешь отказаться от старта бизнеса или существенно изменить его модель. Давай разберемся, как создать бизнес план.
Структура бизнес-плана довольно проста и остается неизменной годами. Даже в 2024 году бизнес-план для малого бизнеса концептуально выглядит так же, как и полвека назад.
1. Документ начинается с резюме – краткой выдержки из всего документа, которая буквально за пару минут дает возможность потенциальному инвестору или кредитору получить полное представление о твоем будущем бизнесе, продукте, целевой аудитории и т.д. Несмотря на то, что это первый параграф в документе, составляется он в последнюю очередь, когда остальные разделы уже готовы и все тщательно просчитано.
Составляя этот раздел не следует прибегать к мельчайшим деталям. Не пытайся сделать его слишком «художественным» – максимум концентрации на фактах и цифрах.
2. Во второй главе сосредоточься на описании продукта или услуги. Что именно ты предложишь своим потребителям, почему твой продукт будут покупать, какие у него конкурентные преимущества. И главное – какой именно вопрос клиента он будет решать.
3. Далее проанализируй рынок, на котором будешь работать. В зависимости от особенностей выбранного тобой сегмента здесь можно использовать как данные аналитических отчетов, так и собственные наблюдения. Скажем, если ты хочешь открыть детский магазин, чтобы удовлетворить потребность в подгузниках, средствах гигиены и игрушках для детей твоего микрорайона, буквально с блокнотом посчитай, сколько женщин с колясками проходят ежедневно мимо помещения, где ты планируешь открытие. Спроси их об их потребностях и привычках.
4. Подумай о маркетинговых мероприятиях. Под каким брендом будет работать бизнес? Как ты планируешь привлекать клиентов? Не обязательно тратить деньги на масштабную рекламу на бигбордах. Можно выбрать более дешевые методы. Главное, чтобы избранная стратегия приносила результат.
Смотри на этот вопрос шире: кроме привлечения клиентов тебе нужно думать и об их удержании, поэтому тебе понадобится программа лояльности. Учитывай региональные особенности: Украина большая страна и то, что хорошо сработает во Львове, Киев может не воспринять.
5. Бизнес-план малого предприятия невозможен без финансовой части. Над ней тебе придется поработать больше всего. Сначала составь смету разовых затрат на запуск бизнеса: ремонт и разрешения, закупка оборудования и мебели – учесть нужно все до мелочей.
Потом подумай о регулярных расходах – зарплата персонала, арендные платежи, коммунальные услуги, закупка сырья и материалов. Учти амортизацию оборудования, возможные затраты на его ремонт. Не забудь о налогах и процентах, которые нужно платить банку за кредит, если ты будешь привлекать заемные средства для реализации проекта. Составляй смету максимально реалистично. Не следует брать за основу самые дешевые из найденных цифр. Но и слишком дорогие включать не следует.
После издержек посчитай ожидаемую выручку, исходя из проведенного ранее рыночного анализа. Учитывай потенциальную сезонность. Скажем, продажа мороженого зимой не будет приносить и половину летнего дохода. Следовательно, тебе может понадобиться диверсификация.
6. Подумай о возможных рисках. Что именно может помешать твоему бизнесу. Это могут быть ловкие конкуренты, которые откроют аналогичное заведение рядом. Следует сразу подумать над потенциальными действиями, минимизирующими потери от вероятных неприятностей.
Как составить бизнес план
Конечно, для создания бизнес-плана можно обратиться и к профессионалам. В случае малого бизнеса подготовка такого документа может стоить всего пару сотен долларов. Но даже если ты решил воспользоваться услугами третьих лиц, важно принимать непосредственное участие в его составлении. Ведь именно ты должен реализовывать проект, отвечать за управление бизнесом.
Но и в самостоятельном составлении бизнес-плана нет ничего сложного. Главное подходить к этому процессу с максимальным вниманием и ответственностью. Ведь ошибки на бумаге в будущем приведут к значительным проблемам при реализации проекта.
Начинающие бизнесмены часто занижают стоимость реализации проекта, не учитывая всех расходов, поскольку не способны их полноценно оценить. Нередко ошибочно завышают собственные оценки спроса, считая свой продукт слишком популярным и нужным.
Хотя даже менее серьезные ошибки, как, скажем, некорректная оценка срока запуска проекта или отсутствие четких «оцифрованных» целей могут нанести немало вреда.
Следовательно, относиться к бизнес-плану как к досадной формальности, просто «съедающей» драгоценное время, точно не стоит. Ведь только с его помощью ты можешь гарантировать успех своему стартапу.