В начале этого года по Украине прокатились два «карточных» скандала. Сначала украинцев испугали налогами на переводы, а затем инициативами ограничить их сумму
Налогообложение переводов на карту
История о налоге на перевод средств имеет немалое наследство. Время от времени небольшие изменения в налоговый кодекс или даже предложение о пересмотре его норм вызывают в обществе настоящий приступ паники. И это при том, что налоговые последствия перевода с карты на карту физического лица остаются неизменными уже многие годы.
В конце прошлого года СМИ подхватили очередную горячую новость: стратегия национальных доходов, обнародованная чиновниками, якобы предусматривала введение налога на все карточные переводы граждан по ставке 19,5% (18% налога на доходы физлиц (НДФЛ) и 1,5% военного сбора). И профильный комитет Верховной Рады, и представители Минфина быстро опровергли планы по введению налога. Но чуть позже топлива в дискуссию подлило предложение банковского регулятора, заговорившего о необходимости ограничить сумму карточных переводов, чтобы дать бой теневой экономике.
И хотя закон о поступлении средств на карту не существует в юридической природе, а инициативы НБУ – это лишь повод для важной дискуссии, украинцы продолжают беспокоиться.
Повод для подобных волнений действительно есть. Дело в том, что налоговый кодекс не имеет исчерпывающего перечня источников поступления средств на счет физлица, подлежащих налогообложению НДФЛ. Кроме длинного списка, подпункт 164.2.20 кодекса отмечает, что облагаться налогом должны все доходы граждан, кроме исключений. А поскольку в исключениях нет карточных переводов в каком-либо виде, нужно признать: невыясненные поступления средств на карту должны облагаться налогом.
Банковская тайна и ограничения на перевод средств с карты на карту
Если назначение таких поступлений есть в списке исключений, таких как небольшие подарки в пределах 25% минимальной зарплаты в месяц, возвратная финансовая помощь или поступления на счет внесенного в реестр волонтера, платить налог не нужно. Во всех остальных случаях денежные переводы на твою карту должны быть включены в совокупный годовой доход и добровольно задекларированы с уплатой налога по ставке 19,5%.
Да вот беда! Эта норма содержится в налоговом кодексе уже много лет. Но большинство украинцев не просто не подозревают о ней, время от времени пугаясь громких новостей, а еще и не думают ее выполнять. Причем без санкций со стороны налоговых органов.
Дело в том, что налоговая не имеет доступа к информации о движении средств на твоих счетах, поскольку она защищена банковской тайной. Действительно, чиновники в отдельных случаях могут получить разрешение суда по конкретному украинцу и спросить, что за деньги попадают на счет. Но в жизни такие кейсы исключительны и обычно имеют вполне понятные объективные мотивы.
Выходит, что налоговая норма существует много лет, но инструментов ее реализации в Украине пока нет. Это своего рода общественный договор между государством и гражданами, который до сегодняшнего дня никто не брался нарушить. Будет ли сохраняться этот статус кво и дальше – сказать невозможно. Но пока никаких налогов на перевод средств с карты на карту де-факто не существует. Хотя де-юре они и есть.
Совершенно иную природу имеет другой громкий инфоповод последних недель – инициатива банковского регулятора на законодательном уровне закрепить ограничения на сумму карточных операций. Сейчас о новых правилах перевода средств с карты на карту ничего неизвестно. Но можно с уверенностью говорить, что простых украинцев они не затронут. Ведь мишень инициативы – борьба с теневой экономикой, которая вопреки всему продолжает использовать обычные карты физических лиц для собственных операций.
Какая сумма перевода отслеживается
Чтобы не усложнять этот процесс, регулятор предлагает наиболее простой и эффективный способ: установить предельные лимиты на карточные переводы. Опять же, неизвестно, о каких суммах может идти речь. Но можно предположить, что ориентиром будет достаточно большая сумма не меньше нескольких средних зарплат. Так, чтобы рядовые граждане, переводя деньги за покупку на OLX или бабушке, никоим образом не почувствовали изменений. А вот миллионные обороты по карте станут невозможны, поэтому и использование разнообразных схем станет гораздо сложнее и дороже.
И напоследок несколько слов об отслеживании сумм переводов, что также сильно беспокоит клиентов банков. Базовым для всех финучреждений законодательно установлена пороговая сумма финансового мониторинга, которая составляет 400 000 гривен. Но на практике банки используют гораздо более сложный подход. Во-первых, учитываются не только разовые переводы, но и систематические поступления, превышающие в сумме пороговые значения или имеющие признаки дробления.
Во-вторых, субъекты первичного финмониторинга учитывают не только абсолютные цифры, но и их величину по отношению к типичному финансовому поведению клиента. Если ты получал зарплату в 20-30 тысяч гривен в течение многих месяцев, тратя их на покупки в магазине, оплачивая коммуналку и т.п., а затем получил разово перевод на 200 тысяч, скорее всего, вопросов от службы финмониторинга не избежать.
Более того, в конце прошлого года украинские банки массово опрашивали своих клиентов о максимальном ожидаемом обороте по всем счетам в банке. Эта цифра также является поводом для волнений: если поступлений на карточки в одном банке окажется вдвое больше указанного оборота, банк обратится за пояснениями.