Отделения и банкоматы

Красота требует пожертвований. Инвестиции во внешний вид делают людей добрее

23 января

Многим современникам, особенно мужского пола, порой кажется, что мир сошел с ума. Каждый день с экранов смартфонов на нас льются сотни фото счастливых людей. Кто-то делится новой прической, кто-то только что вышел из салона красоты, некоторым вообще удалось найти время и средства на профессиональную фотосессию в студии.

Курорты, рестораны, аэропорты и круизные лайнеры, фитнес-центры и спа салоны – все они словно созданы для цветущей красоты улыбающихся и ухоженных лиц. Кто-то относится к этому beauty-тренду спокойно, кого-то он откровенно раздражает, кто-то стремится к нему присоединиться. А психологи вовсе бьют тревогу, предупреждая о пандемии депрессии, которую провоцирует бессознательная погоня за такими паттернами счастливой жизни.

Но действительно ли в этом соревновании красоты одни лишь проблемы? Біть может есть в глобальном beauty-тренде и что-нибудь полезное?


Красота делает нас более щедрыми

Ответ на этот вопрос попытались найти ученые Тель-Авивского университета, осенью прошлого года в журнале «Исследований маркетинга» они опубликовали работу под красноречивым названием «Улучшение внешнего вида повышает просоциальное поведение».

Интерес к этому вопросу у авторов работы возник неслучайно. Ранее проведенные поведенческие исследования показывали, что привлекательные волонтеры собирают больше донатов, чем их непривлекательные коллеги. Вывод, отметим, не слишком революционный.

А что насчет привлекательности самих благотворителей, может ли она оказывать влияние на эффективность сборов, задумались ученые.

Суть гипотезы, которую они в конце концов проверяли в нескольких экспериментах, заключается в том, что люди, заботящиеся о своем внешнем виде, будут изменять социальное поведение. Скажем, если девушка только что вышла из салона красоты с новой прической, она будет бессознательно обращать внимание на взгляды прохожих. Вероятно, предположили авторы работы, она будет испытывать восхищение своим видом в их глазах, а значит, будет стараться быть лучше не только внешне, но и поведенчески.

Чтобы проверить эту гипотезу, ученые провели два эксперимента. В первом они собрали две социально-демографически идентичные группы по 50 участников каждая. Экспериментальной группе предложили сделать селфи, а затем с помощью фильтров улучшить фото. Контрольная группа выполняла идентичное упражнение по фото, но вместо селфи им пришлось фотографировать и улучшать предоставленный лаборантами предмет.

Затем каждому участнику вручили конверт с вознаграждением за участие в эксперименте и попросили задонатить часть средств на благотворительность. Участники, вошедшие в экспериментальную группу, жертвовали в среднем вдвое больше денег.


Красота работает даже онлайн

Второй эксперимент ученые провели онлайн в соцсети Facebook. Участники, кликая по приглашению пройти анкетирование «Познай себя» случайным образом направлялись на два типа анкет. Контрольная группа «тестировалась» на фото архитектурных стилей, в то время как экспериментальная отвечала на вопросы о моде. Причем они были сформулированы таким образом, чтобы участники могли представить себя в изысканном наряде от кутюр, мысленно попасть на светское мероприятие и т.д.

После прохождения анкеты участникам демонстрировали всплывающее окно, в котором просили нажать кнопку и оставить пожертвование на благотворительный проект, никак не связанный с темой теста.

В экспериментальной группе 7% участников перешли по ссылке. В то время как в контрольной группе донаторов оказалось только 2%.

Авторы исследования уверяют: эксперименты наглядно доказывают, что в ориентированном на свой внешний вид поведении действительно немало положительного. Так что массированная критика глобального beauty-тренда слишком однобока. Вряд ли, учитывая все прочие побочные эффекты, его следует стимулировать. Но и тотального клеймения она, похоже, не заслуживает.

Кроме того, в выясненных закономерностях есть и вполне прикладные способы применения. К примеру, пишут авторы, имеет смысл договариваться о сборе средств с салонами красоты, парикмахерскими, фитнес-центрами и т.д. То есть приближать такого рода мероприятия к локациям, где люди заботятся о своей красоте.

Соглашаться ли с соображениями ученых - дело сугубо индивидуальное. Ты можешь сделать и свои выводы, оглядываясь вокруг и проверяя упомянутые закономерности на практике.

icon star icon star icon star

Хочешь оставить отзыв о работе Unex Bank?