Отделения и банкоматы

Маркетинг «на пальцах». Или сколько стоит жадность

05 сентября

Как думаешь, почему крупные корпорации тратят миллиарды и миллиарды долларов на маркетинг? Зачем Coca-Cola, которую и так хорошо знают во всем мире, в 2019 году направила на рекламные и PR-мероприятия $4,3 млрд? Может, было бы лучше сэкономить, а огромный маркетинговый бюджет направить на удешевление напитков?


Эффект нулевой цены

Ответы на эти вопросы в масштабе транснациональной корпорации найти, а тем более понять, не так-то просто. Здесь не обойтись без сложных экономических терминов, вроде Return on Marketing Investment (ROMI) и прочих.

Гораздо проще понять сложные концепции на простых примерах. Как думаешь, хоть кто-нибудь измерял стоимость времени, которое тратится на просмотр рекламы на YouTube, всего лишь потому что не хочется тратить несколько десятков гривен на премиум-подписку? И ладно, если речь идет о досуге, а если ты ищешь рецепт вкусного ужина для семьи. Или видеоинструкцию, как починить ошибку в стиральной машине? Может оказаться, что сэкономленные 99 гривен в месяц приносят тебе одни убытки.

Частично это подтверждают результаты исследования ученых Тель-Авивского университета, которые проанализировали почти 50 000 объявлений по продаже недвижимости на местной профильной онлайн-площадке объявлений YAD2. Что-то вроде наших Lun.ua или Dim.Ria.

Их интересовало, к каким именно количественным последствиям приводит «эффект нулевой цены». В теории и практике маркетинга последний используют в качестве важного якоря для привлечения клиентов. Ведь «бесплатность» невероятно привлекает. На этом принципе, например, построено промо цифровых продуктов с первым бесплатным месяцем или ограниченным набором возможностей.

В 2019 году опрос NRF (это Федерация розничной торговли США) зафиксировал резкий рост доли онлайн-покупателей, рассчитывающих на бесплатную доставку заказа, даже если стоимость товара была меньше 50 долларов. Всего за год она увеличилась с 68% до 75%. Вот что такое «эффект нулевой цены» с точки зрения продавца товара или услуги.


Маркетинг для каждого

Но с точки зрения потребителя все обстоит иначе. Вернемся к исследованию израильских ученых. В первую очередь, они констатировали, что абсолютное большинство людей (95%), размещающих объявления по продаже недвижимости, пользуются базовыми бесплатными опциями площадки YAD2. Очевидно, ведь работает эффект нулевой цены.

Но те, кто все же заплатил от 35 до 70 долларов за премиум-возможности, не только ничего не проиграли, но и выиграли. Такие продавцы получали:

  • на 117%-130% больше кликов по объявлениям;
  • на 108% до 122% больше кликов на номер телефона после просмотра объявления;
  • на 10-18% большую вероятность продажи ежедневно.

В конце концов стоимость сделок по продаже их недвижимости оказывалась на 3,5%-3,8% больше, чем для аналогичных объектов с бесплатным размещением. Учитывая стоимость жилья в Израиле, это эквивалентно 12-13 тысячам американских долларов. Согласись, неплохой доход от потраченных $70.

Конечно, это лишь конкретный пример, релевантный в абсолюте только для конкретного рынка и условий. К тому же неизвестно, каким образом изменились бы приведенные показатели, если бы премиум-функциями пользовались не 5% потребителей, а, скажем, половина. Тем не менее, это очень наглядный пример, демонстрирующий, сколько на самом деле стоят бесплатные услуги.

Конечно, я не предлагаю тебе подписаться на все возможные онлайн сервисы и отказаться от бесплатных предложений. Но часто тщательный подсчет может привести к неожиданным выводам.

А, якобы, экономия на подписке, скажем, на пакет услуг по банковской карте или тому же YouTube, в жизни обернется лишь дополнительными расходами или упущенными возможностями. Кстати, ту же концепцию можно применить к страхованию. Казалось бы, зачем покупать медицинскую страховку и тратить тысячи гривен ежегодно, если в последний раз болезнь доставляла неприятности полгода назад. Да и то из-за пустякового насморка. Но когда лечение действительно необходимо, дорогостоящие лекарства или процедуры могут буквально отправить в нокаут весь семейный бюджет, подталкивая к весьма опасным финансовым решениям.

В итоге. Каждый жизненный вопрос, все решения должны опираться на объективную оценку. И, пожалуй все же не стоит принимать первое попавшееся предложение лишь потому, что оно ничего не стоит.

icon star icon star icon star

Хочешь оставить отзыв о работе Unex Bank?