Отделения и банкоматы

Национальный кэшбек: хотят все, участвуют единицы

09 октября

2 сентября 2024 года в Украине официально стартовало бета-тестирование амбициозной программы государственного кэшбека. Страна предложила всем гражданам возвращать 10% от потраченных на товары украинских производителей средств и рассчитывала на охват не менее 74% экономически активного населения – эти показатели Минэкономики сообщало накануне запуска проекта. Однако спустя месяц после официального старта только 21,3% украинцев приняли участие в программе.


Как подключить Национальный кэшбек знают не все

Впервые о программе Национального кэшбека начали говорить в начале 2024 года. Удивительно, но смелая и технически не слишком простая идея была довольно быстро реализована. Механизм же ее работы, процедура подключения и информирования оказались вполне дружелюбными даже для неподкованного пользователя. И хотя отдельные вопросы программы остаются открытыми, а с некоторых сторон доносится даже критика, в частности, относительно раскрытия чрезмерных финансовых данных пользователей государству, можно констатировать, что даже в бета-версии программа работает.

«884 тысячи украинцев или 95% потребителей, указавших карты для выплат кэшбека в Дія, видят начисленный кэшбек. Таковы результаты за четыре недели бета-тестирования программы», - отмечается в пресс-релизе Минэкономики, обнародованном 1 октября на сайте учреждения.

Но эти цифры не только доказывают, что «механика» Национального кэшбека работает, но и тот факт, что украинцы на удивление прохладно отнеслись к возможности «заработать» очень приличные в мире скидок 10% кэшбека. В подтверждение вот еще несколько цифр из релиза Минэкономики:

  • В программе участвуют 1,6 млн украинцев.
  • Они открыли 1,8 млн карт.
  • Из них только 962 тысяч активировали карту в Дія.

То есть примерно половина выпущенных под Национальный кэшбек карт, де-факто стали неактивным пластиком – именно так называются карты, по которым в течение месяца не совершено ни одной транзакции.


Почему украинцы не подключают национальный кэшбек?

8 октября известный украинский Разумков Центр обнародовал результаты опроса, в котором попытался выяснить, что мешает украинцам участвовать в программе. Прежде всего отмечу – по подсчетам социологов, в настоящее время охват программой составляет всего 21,3%. Что удивительно мало по сравнению с ранее озвученными 74%-92% заинтересованности участвовать в программе.

Правда, объяснение этому разрыву между ожидаемыми и фактическими показателями довольно простое. Дело в том, что готовность к участию в программе на уровне 92% была получена в другом исследовании методом «самозаполнения анкет в мобильном приложении». Поэтому очевидно, что данные собирались в активной, технически подкованной и готовой к новациям аудитории. Да и в конце концов следует признать, что прошел всего месяц с момента запуска инициативы.

Тем не менее, все же опрос Разумков Центра зафиксировал несколько интересных особенностей. Которые, правда, больше характеризуют не саму программу, а украинцев.

К примеру, 51,1% среди тех, кто не подключался к Национальному кэшбеку, назвали основной причиной «неподключения» тот факт, что они ничего и не слышали о программе. Что удивительно, учитывая очень широкий охват аудитории новостями о Национальном кэшбеке. О нем писали и показывали все: от телевизионных новостей до телеграмм каналов с несколькими сотнями подписчиков.

На втором месте среди причин (17,6%) оказалось хрестоматийное «а нахиба?» – такие респонденты считали, что участие в программе им ничего не даст. Еще 10,6% признались, что просто не успели еще присоединиться.

А вот еще одно крайне важное наблюдение социологов: «Уровень участия в программе тем выше, чем выше уровень благосостояния респондентов (от 14% ответивших, что их семья «едва сводит концы с концами» до 24,5% среди тех, кто отвечает, что «хорошо обеспечены»). Также он увеличивается с ростом уровня образования респондентов (от 12% среди имеющих неполное или общее среднее образование до 28% среди тех, кто имеет высшее образование). В программе принимают участие только 12% людей старшего (60 и более лет) возраста, тогда как и в других возрастных группах – от 22% до 29%.

Выходит, что даже в такой масштабной и хорошо анонсированной инициативе, которая к тому же создана государством, в основном принимают участие более состоятельные и образованные украинцы. Можно предположить и более финансово грамотные.

Это не очень приятный парадокс. Снова оказывается, что наименьшую выгоду от Национального кэшбека получают именно те, для кого эти 200-300 грн ежемесячной скидки имеют наибольшее значение.

Равно так же больше всего от инфляции страдают наименее состоятельные граждане. Ибо, помимо прочего, не пользуются доступными способами защиты сбережений от инфляции. В виде, например, банковских депозитов.

icon star icon star icon star

Хочешь оставить отзыв о работе Unex Bank?