В начале июня Государственная служба статистики обнародовала свежие данные по темпам роста потребительских цен. По подсчетам ведомства, в мае 2024 года инфляция в годовом исчислении ускорилась на символические 0,1% до 3,3%. Фактически это означает, что за последние 12 месяцев гривна потеряла в среднем 3,3% покупательной способности.
Результат, следует отметить, феноменальный. Даже в США инфляция выше – 3,5%-3,4% в последние два месяца. Однако Национальный банк, похоже, не слишком верит в инфляционное чудо. И прогнозирует, что уже по итогам второго квартала темпы роста цен ускорятся до 5,3%, а к концу года индекс потребительских цен вырастет до 8,2%.
Из сегодняшнего дня может показаться, что регулятор дует на холодную воду. Тем более что с начала войны инфляционные оценки НБУ всегда оказывались пессимистичнее, чем реальность. Однако на этот раз все может быть иначе. И реальная инфляция окажется даже выше, чем указано в прогнозах.
Коммуналка и электричество
Основания так думать усиливались, прежде всего, по мере ухудшения энергетической ситуации в стране. В преддверии первого месяца лета правительство весьма неожиданно повысило тарифы на электричество для населения более чем на 60%.
А по стране покатились слухи о непременном удорожании и других коммунальных услуг. Слухи, надо сказать, отнюдь небеспочвенны. На местном уровне в некоторых регионах подорожание уже случилось. Скажем, жители Прилук платят за воду и канализацию на 37% больше уже с апреля. Во многих регионах цена этой услуги выросла с 1 июня только для бизнеса. В столице при этом увеличилась абонплата за водоснабжение и водоотведение, хотя тариф «по счетчику» действует старый.
На самом деле, серьезных препятствий для повышения тарифов на коммунальные услуги в Украине нет. Исключение составляют только услуги по доставке газа, производству, доставке и поставке тепла, а также поставке горячей воды, повышение тарифов на которые запрещены отдельным законом вплоть до конца действия режима военного положения и шесть месяцев спустя. Что касается остальных тарифов, то с начала войны правительство принимало только одно «ограничивающее» постановление. И то содержала лишь рекомендации не повышать цены на коммуналку.
Бюджету нужны деньги
Ключевая проблема экономики Украины – война. И чрезвычайные расходы, идущие на оборону. Международная финансовая помощь – это хорошо, но страна должна работать над увеличением способности самостоятельно финансировать собственные потребности. Низкие тарифы на коммуналку, конечно, важная составляющая социальной поддержки населения. Но кто-то же должен субсидировать разницу между рыночной стоимостью и замороженными тарифами. Именно поэтому их повышение выглядит неизбежным.
В этом контексте слухи о вероятном повышении налогов, которые в последнее время появляются в СМИ, также не есть чем-то невероятным. Пока, конечно, это только разговоры, но тот факт, что власти активно рассуждают над бюджетным уравнением, не вызывает сомнения: 11 июня, например, группа нардепов зарегистрировала в Верховной Раде законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об особенностях уплаты военного сбора за бронирование военнообязанных». Очевидно, что помимо решения вопроса бронирования работников, целью является повышение доходов бюджета.
С 1 июля, если соответствующий законопроект будет одобрен во втором чтении, подорожает топливо – с этой даты начнется постепенное повышение акцизов на бензин, дизель и автогаз. По логически схожему графику продолжат дорожать сигареты. Иными словами, оснований для роста цен во второй половине 2024 года предостаточно.
Назад к энергетике
Еще один потенциально значительный риск ускорения инфляции лежит в плоскости издержек бизнеса. Дефицит кадров, ускоряющий рост зарплат, это лишь одна составляющая. Удорожание электричества, увеличение тарифов на воду с 1 июня прибавят расходов. Но и это еще не все.
Уже сейчас бизнес, желающий работать в блекауте, вынужден увеличивать расходы на обеспечение энергонезависимости. Даже в минимальном варианте речь идет о покупке и обслуживании генератора, которому даже на уровне обычной кофейни при работе 4 часа в сутки требуется более сотни литров недешевого горючего в месяц. Вряд ли следует объяснять, что все эти расходы будут перенесены в цены для конечного потребителя.
Насколько значимы будут эти факторы, в какой степени их учел в своем прогнозе банковский регулятор – сказать сложно. Но, похоже, ценового всплеска во второй половине года нам не избежать.