Темпы роста экономики КНР постепенно замедляются, добавляя нервов не только самому Китаю, но и всей мировой экономике. По итогам второго квартала 2024 года ВВП страны увеличился на 4,7% в годовом измерении, что значительно меньше ожидаемых аналитиками 5,1% и среднегодовых темпов на уровне около 7% в последние 10 лет.
Общепризнанными причинами этого замедления считаются пандемия, слишком жесткие государственные меры по борьбе с ней и кризис недвижимости. О городах-призраках с миллионами никому не нужных квадратных метров жилья написано немало статей и снято кучу видео. Не менее популярна и история одного из крупнейших застройщиков (и не только) Evergrande Group, официально признанного банкротом в январе 2024 года.
Аналитики и экономисты, конечно, правы: рынок недвижимости, который долгое время был драйвером всей экономики КНР, превратился в настоящую проблему. Более 60 млн уже построенных, но непроданных квартир, стоимость которых только снижается, сотни миллиардов долгов еще недавно респектабельных застройщиков – все это не может не вызвать беспокойство.
Но не создаст ли государство еще больше проблем, пытаясь спасти ситуацию и не допустить подобных сценариев в других сегментах экономики?
Защита прав собственности
Наверняка вопрос рациональности уже принятых и будущих властных решений будет дискутироваться еще долгое время. И первые «ласточки» уже появились: в майском выпуске Журнала права и экономики была опубликована научная работа Кишора Гаванде – профессора Техасского университета, в которой наглядно показано, как формирование государством института частной собственности влияет на экономические показатели страны.
Гаванде не случайно выбрал для своей работы именно КНР. Эта страна пережила несколько реформ права частной собственности и до 2007 года, когда был принят «Закон о собственности», установивший единые права собственности для граждан, компаний, государства и иностранных инвесторов, собственность в стране представляла собой «пестрое одеяло»: некоторые префектуры защищали право на него лучше других.
Гаванде тщательно проанализировал данные 14 369 183 частных и 480 526 государственных компаний в период с 1998 по 2012 год. Вместе с коллегой из Чжунаньского университета для каждой из 341 префектуры они рассчитали рейтинг надежности прав собственности, взяв за основу долю частных компаний в каждой из них (она колебалась достаточно существенно – от 44% до 97%).
А затем сравнили полученные данные по экономическим показателям регионов спустя пять лет после введения «Закона о собственности» в 2007 году. Выяснилось, что чем ниже был базовый рейтинг, тем более динамичным оказалось развитие префектуры. Каждое уменьшение рейтинга на 10% соответствовало:
- на 6% большему количеству новых частных предприятий;
- на 5% более высоким показателям выживания новых компаний;
- росту общего объема производства на 22%;
- увеличению общего объема продаж на 21%;
- увеличению стоимости экспорта продукции новых предприятий на 59%.
От децентрализации к централизации
Выводы Гаванде не являются бесспорными. Но и игнорировать их вряд ли стоит. Очевидно, что чрезмерное регулирование, увеличение доли государства в экономике вредит развитию страны. Однако вопрос, можно ли вообще избежать регулирования, вероятно, всегда будет предметом горячих дискуссий.
Тем не менее автор исследования указывает на несколько тревожных тенденций в Китае, которые могут привести к гораздо худшим и глубоким последствиям. Среди них он приводит нормативные ограничения для технологических гигантов в конце 2020 года, следствием которых стала потеря $1,1 трлн их рыночной капитализации. Борьбу с нелицензированными частными репетиторами и чистки в системе здравоохранения.
Все эти меры, считает Гаванде, являются симптомами разворота в восприятии государством самого понятия защиты прав частной собственности. Вместе с другими признаками роста роли государства в экономике, считает он, это приведет к масштабным и продолжительным последствиям для всей экономики. «И ни один макроэкономический пластырь не сможет решить эту проблему», - цитирует Гаванде Phys.org.