Отделения и банкоматы

Необлагаемый минимум в Украине: что нужно знать?

30 сентября

Что такое необлагаемый минимум?

Суть понятия «необлагаемый налогом минимум доходов граждан» довольно неплохо поясняется в нем самом. Речь идет о доходах физических лиц, к которым не применяется налогообложение. На первый взгляд, все кажется просто: где-то в законодательстве Украины должно содержаться конкретное числовое значение, которое делит доходы граждан на такие, с которых уплачиваются налоги, в частности налог на доходы физических лиц и военный сбор. И те, к которым налог не применяется.

Логика такой нормы вполне очевидна, к тому же в том или ином виде она применяется во многих странах: если заработная плата человека, или любой другой единственный его доход, слишком мал, безнравственно забирать у него часть и без того мизерной прибыли в виде налогов .

В разных странах власти понимают под этой «мизерностью» разные цифры. Скажем в Польше необлагаемый минимум составляет 30 000 злотых в год. Это около 26 000 грн месячной зарплаты, если перевести сумму в гривни и разделить на 12 месяцев. Конечно, в Украине о таких цифрах нечего и мечтать – порог неприменения налога на доходы физических лиц в нашей стране установлен гораздо ниже.


Необлагаемый минимум и налоговая система Украины

Но это еще полбеды. Приведенное выше толкование, каким бы логичным оно ни казалось, в случае украинского законодательства может только ввести в заблуждение. Ведь в нашей стране де-факто существует параллельно сразу два НМДГ. 1 необлагаемый налогом минимум составляет 17 гривен и в таком прямом виде содержится в Налоговом кодексе. А именно, в пятом пункте его главы XX.

x

В упомянутом пункте отмечается: «Если нормы других законов содержат ссылку на необлагаемый налогом минимум доходов граждан, то для целей их применения используется сумма в размере 17 гривен, кроме норм административного и уголовного законодательства в части квалификации административных или уголовных правонарушений, для которых сумма необлагаемого налогом минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной подпунктом 169.1.1 пункта 169.1 статьи 169 раздела IV настоящего Кодекса для соответствующего года».

Другими словами, существует и второй «необлагаемый налогом минимум». И хотя для него в нормах налогового законодательства есть собственное понятие «налоговая социальная льгота», многие другие законы оперируют все той же формулировкой «необлагаемый налогом минимум доходов граждан», имея в виду на самом деле именно термин социальная льгота.


Размер необлагаемого налогом минимума в Украине

Соглашаюсь, история довольно запутанная. Более того, искать объяснения, почему и при каких обстоятельствах так произошло, не стоит. Просто так исторически сложилось, что имеем сразу два необлагаемых минимума.

  1. Первый, составляющий уже много лет фиксированную сумму 17 гривен, применяется для определения размера штрафов при применении норм уголовного и административного законодательства. Поэтому, когда суд назначает штраф в размере, скажем, 100 необлагаемых минимумов доходов граждан, закон имеет в виду формулу 17 х 100 = 1700. Это и есть штрафная санкция, которую предстоит уплатить правонарушителю.
  2. Во втором случае применяется социальная льгота, которая не является фиксированной величиной и рассчитывается как 50% от установленного прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Последний не является постоянным и устанавливается как минимум ежегодно. А иногда пересматривается по несколько раз в год, обычно – ежеквартально. Например, необлагаемый минимум 2024 года составляет 3028 грн * 50% = 1514 грн.

Такой необлагаемый минимум граждан, согласно уже упомянутому пятому пункту XX раздела налогового кодекса, используется, когда должна быть установлена квалификация совершенного уголовного или административного правонарушения.

Так что даже если речь идет об одном и том же административном преступлении, его квалификация происходит по одному НМДГ, а штрафы к нему считаются по другому показателю.


Где используется необлагаемый минимум?

Из всего вышесказанного можно выделить три ключевые точки применения необлагаемого налогом минимума доходов граждан:

  1. Собственно, классическое освобождение от налогов скромных доходов физического лица – здесь применяется социальная льгота.
  2. Квалификация правонарушения – также используется налоговая социальная льгота.
  3. Штрафные санкции за совершенное уголовное или административное правонарушение – применяется «классический» размер необлагаемого налогом минимума 17 грн.

Здесь следует добавить несколько слов о квалификации преступления. Под этим понятием следует понимать термины «незначительный», «крупный», «в особо крупных размерах», используемые в законодательстве для определения тяжести правонарушения. Скажем, когда речь идет о краже, «мелкой» она считается, если стоимость украденного имущества не превышает 0,2 НМДГ. То есть в 2024 году речь идет о 302 гривнах 80 копеек.


Есть ли различия между необлагаемым налогом минимумом и налоговой социальной льготой?

Стоит отметить, что чисто формально Украина имеет два юридически разных понятия, хотя из-за особенностей законодательства их сущность очень похожа. Социальная льгота де-факто носит отдельное название, хотя выполняет именно классическую роль: применяется прежде всего для освобождения от налогообложения маленьких доходов граждан.

В то же время та же льгота отдельным решением, выписанным в налоговом кодексе, используется для квалификации причиненного ущерба в результате совершения правонарушения. Не очень удобно, но так уж есть.

Сам необлагаемый налогом минимум доходов граждан является постоянной величиной, равной 17 гривням, и используется как часть формулы расчета штрафов и других санкций, которые назначаются за уголовные и административные правонарушения.

Рассмотрим типичный пример применения указанных норм. Для этого почти случайным образом откроем статью Кодекса Украины об административных правонарушениях.

x

Это классический случай применения одновременно двух разных необлагаемых налогом минимумов доходов граждан в одной статье закона. Зеленой рамкой в статье выделены случаи, когда применяется стабильное значение НМДГ 17 гривен. Обрати внимание, в них речь идет о санкции, которая может быть применена к правонарушителю. То есть, об определении размера выплаты, которую в виде штрафа должен выполнить нарушитель.

Красной рамкой выделены положения, в которых в качестве необлагаемого налогом минимума будет применяться Социальная льгота, равная половине прожиточного минимума для трудоспособных граждан. То есть 1514 грн в 2024 году. Как видишь, здесь речь идет об определении величины причиненного вреда, то есть квалификации правонарушения.


Как необлагаемый минимум влияет на ваши налоги?

Если говорить об аутентическом необлагаемом налогом минимуме, размер которого составляет 17 гривен, то его величина никоим образом не влияет на налоги, которые должно платить физическое лицо. Строго говоря, чтобы избавиться от всей этой путаницы, вполне резонно было бы придумать для этого понятия какой-то другой, более релевантный термин. Скажем, минимальный штраф. Ведь фактически это и есть основная точка применения норматива. Однако для этого следует внести просто невероятно много поправок в уже действующие законы.

А вот что касается социальной льготы, то она действительно может влиять на налог физического лица. По крайней мере, для тех граждан Украины, которые получают маленькую зарплату или другой месячный доход. Насколько маленькую? Ответ на этот вопрос также дает налоговый кодекс Украины. Он определяет, что правом на налоговую социальную льготу могут воспользоваться физические лица, чей месячный доход не превышает прожиточный минимум, умноженный на коэффициент 1,4.

Возвращаясь к примеру 2024 года, эта сумма составляет 4120 гривен.

Но это не значит, что вся эта сумма не подлежит налогообложению. На самом деле, от налога на доходы физических лиц из общей суммы освобождается только сама налоговая льгота, что, как уже отмечалось, составляет половину от прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Для рассматриваемой ситуации эта величина равна 1514 грн. Остальные полученные доходы облагаются по общему правилу. То есть, 18,5% налога на доходы физических лиц и 1,5% военного сбора. Последний, к слову, народные депутаты планировали увеличить до 5% с октября 2024 года. Но соответствующий закон на момент написания статьи не был принят.

Если же ежемесячный доход физического лица превышает 1,4 прожиточного минимума, то социальная льгота не применима к нему вовсе. Следовательно, налоги должны быть уплачены без каких-либо скидок.

icon star icon star icon star

Хочешь оставить отзыв о работе Unex Bank?