В течение 2022 года в Украине было зарегистрировано более 201 тысяч новых ФЛП. Это на 95 тысяч меньше, чем годом ранее, но, учитывая войну, результат никак не назовешь скромным. К тому же, только за первые два месяца этого года было зарегистрировано 36,892 новых ФЛП, причем 51% из них открыли женщины-предприниматели, сообщает Опендатабот.
Уже сами эти цифры демонстрируют несокрушимость украинского малого предпринимательства. Звучит слишком пафосно, но это действительно так. И подтверждает этот факт одно интересное исследование, проведенное по заказу ЕБРР при финансировании США и Швеции.
Эксперты провели 150 телефонных и 16 оффлайн интервью с представителями малого и среднего бизнеса из разных отраслей и регионов. Это довольно небольшая, но вполне репрезентативная выборка, позволяющая оценить реальные настроения среди украинских предпринимателей. И, несмотря на очевидное негативное влияние войны, в целом картина выглядит весьма оптимистично.
Потеряли и приобрели
Согласно данным опроса, 57% предпринимателей продолжают работать несмотря на войну. Много ли это? С одной стороны, потеря страной 43% бизнеса – шокирующий результат. С другой стороны, учитывая выезд за границу 8,6 миллиона украинцев, значительная часть из которых представляет собой очень прогрессивный молодой класс, и чрезвычайно высокие процентные ставки, демотивирующие вести операционную деятельность (зачем работать, когда можно получать 20% годовых в банке без всяких рисков) – это удивительно высокий показатель.
Да, даже у работающих предпринимателей жизнь далеко не мед. 77% констатируют падение спроса на их продукцию и услуги, 70% остро ощущают инфляцию, что давит на бизнес из-за дороговизны сырья и требования работников повышать зарплаты. На которые, кстати, у половины хронически не хватает средств. 68% фиксируют падение производительности труда из-за тревог и обстрелов, столько же жалуются на тотальную неопределенность, которая не позволяет что-либо планировать.
Среди других проблем – нехватка оборотных средств, дефицит сырья, дороговизна и проблемы с логистикой. Только 1% респондентов ответили, что проблем нету вовсе. Ввиду численности выборки тот единственный «счастливчик» либо безграничный оптимист, либо настолько озабочен текущими проблемами, что предпочел выбрать ответ, который позволит как можно быстрее оборвать интервью.
Но есть и положительные тренды. Предприниматели отмечают, что сверхсложные условия работы мотивировали их на серьезные сдвиги. Кто-то стал выходить на зарубежные рынки, кто-то был вынужден искать и находить новые ниши, кто-то увеличил глубину переработки и стал производить товары с большей добавленной стоимостью. Остальные попытались предложить свои товары и услуги государству и получили крутые для их масштаба контракты.
Будут работать, хотя стреляют
И еще более оптимистичным выглядит опрос по поводу дальнейших перспектив. С одной стороны, только 6% опрошенных верят в рост бизнеса в среднесрочной перспективе, а 44% надеются, что, по крайней мере, не станет хуже. То есть половина предпринимателей в целом настроены пессимистично.
С другой – только 15% готовы сворачивать или уменьшать масштабы бизнеса, если война продлится еще полгода.
79% опрошенных готовы работать даже при таких условиях. Причем среди наименьшего бизнеса доля таких по-хорошему упрямых – 84%. Даже если война продлится еще год, 62% намерены работать, как и сейчас.
Наверное, эту часть можно было бы увеличить. Что для этого делать? Ответ на этот вопрос содержит слайд с неотложными потребностями МСБ, подготовленный авторами исследования. На первых двух местах стоят гранты – то есть безвозвратная финансовая помощь. Многие предприниматели упоминали и о льготных программах кредитования. Оба направления свидетельствуют о необходимости дешевых и длинных денег для МСБ – роскошь, которая пока недоступна даже для крупных предприятий.
Среди нефинансовых видов помощи очень часто предприниматели упоминают экспертную и консалтинговую помощь по выходу на новые рынки, прежде всего, европейские. Здесь, правда, позволю себе несколько ремарок. Помощь доноров и иностранных экспертов – это, конечно, хорошо. Но сейчас у украинского бизнеса есть почти неисчерпаемый ресурс в виде миллионов живущих и даже работающих за рубежом соотечественников. Это шанс, которым мы должны воспользоваться. Это привилегии, доступные в исключительных случаях. Хотя бы лучше в наших условий их никогда бы и не получать.
Но как бы то ни было, даже среди опрошенных нашлись немалые 18%, не нуждающиеся в помощи. Поэтому несокрушимый украинский малый бизнес двигается вперед.
Вместо резюме: украинский бизнес во время войны
Данные данного исследования, несмотря на тщательно подготовленный дизайн и немалую выборку, следует воспринимать прежде всего как обобщенную статистику. Бизнес в условиях войны – это не отвлеченная субстанция, а вполне конкретные люди. Миллионы работников, за которых украинский бизнес в условиях войны несет дополнительную, в большей степени, социальную ответственность.
Каждый руководитель, акционер, предприниматель, несмотря на негативное влияние войны на бизнес, продолжает двигаться вперед, платить зарплаты да еще и донатить – это отдельная страница в книге героев Украины.
Маленькие ФЛП во время войны
Это касается даже тех предпринимателей, которые не имеют ни одного наемного работника и работают самостоятельно как ФЛП. Сотни тысяч предпринимателей продолжали платить налоги ФЛП во время войны, даже когда государство разрешило этого не делать. И так же донатили на ВСУ, поддерживали вынужденных переселенцев, родственников и друзей.
Это важно понимать, об этом надо помнить всякий раз, когда пробегаешь глазами по статистическим цифрам. Ведь за каждой из них – чей-то пот.
При подготовке материала использованы данные исследования о состоянии МСБ, проведенном в начале 2023 года по заказу ЕБРР, за финансирование США (в рамках Фонда содействия малому бизнесу ЕБРР) и Швеции (в рамках программы «Женщины в бизнесе»).