В конце прошлой недели СМИ облетела громкая новость, которая быстро стала главной темой разговоров среди банкиров - парламентский комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики начал подготовку законопроекта о дополнительном налогообложении чистых процентных доходов или сверхприбыли банков.
Фундаментальная ошибка
Проследить путь рождения этой идеи несложно. Украинское общество и СМИ уже больше года обсуждают огромные показатели прибыли банковской системы. С периодичностью раз в месяц, сразу после публикации агрегированной статистики НБУ, дискуссия о миллиардных доходах банков в условиях войны разгорается с новой силой.
Достается и Национальному банку, который долгое время удерживал высокую учетную ставку и позволял банкам размещать свободную ликвидность в депозитных сертификатах с доходностью, равной учетной ставке. Именно этот инструмент и является одной из главных причин высокой доходности банковской системы.
Понятно, что 67,7 миллиардов гривен прибыли, которую 65 банков получили за первое полугодие 2023 года, не могут оставить равнодушными простых людей. Если не вникать в суть происходящего, не смотреть в будущее, а просто оценивать «голую» цифру, поневоле в мозгу рождается старая коммунистическая идея – отнять и поделить. Однако стратегически это очень опасная игра. И вот почему.
Откуда деньги
Щедрость Национального банка, которая является основой банковских заработков военного времени, не является благотворительным проектом. Весь дизайн монетарной политики, включая и запуск трехмесячных депозитных сертификатов с доходностью на уровне учетной ставки, имел лишь одну цель: абсорбировать из экономики «лишние» деньги и тем самым замедлить инфляцию. Которая по итогам 2022 года достигла 26,6%.
На пути к этой цели Национальный банк далеко не только «одаривал» банки возможностью заработать на депозитных сертификатах. Немало хлопот рынку доставило повышение норм резервирования по остаткам на текущих счетах. Да и прошлогоднее резкое повышение учетной ставки заставило сильно понервничать многие банки.
Но даже если абстрагироваться от этих деталей и взглянуть на громкие цифры прибыли чуть внимательнее, выяснится, что большую часть из упомянутых 67,7 млрд грн заработали четыре госбанка. Приват, Ощад, Укрэксим и Укргазбанк суммарно получили в первом полугодии 41,2 млрд грн прибыли.
Это важное замечание. Государство, как собственник этих банков, вполне может рассчитывать на получение если не всей, то по крайней мере значительной части этой прибыли в виде уплаченных дивидендов. А если так, какой смысл в создании еще одного налога?
Частные банки за тот же период получили прибыль в размере 8 млрд грн. Из этой цифры больше половины (5,3 млрд грн) заработали ПУМБ и Универсал банк. Доля небольших банков совсем незначительна. И применение налога к ним не только не решит никакой государственной задачи, но и создаст потенциальную проблему. К слову, в Чехии есть подобный налог, но он не применяется к небольшим банкам.
Виртуальные деньги
Но и это еще не все. Довольно просто считать чью-то прибыль, не обращая внимания на массу сложных обстоятельств. По данным НБУ, с марта по декабрь 2022 года объем неработающих кредитов в целом по банковской системе вырос на 127 миллиардов гривен. К примеру, в Приватбанке, который заработал половину от всей прибыли банковской системы в первом полугодии, из трех кредитов не обслуживаются два .
В каких-то банках ситуация чуть лучше, в каких-то – чуть хуже. Но в целом рост NPL после начала войны – общая для всех проблема. Она съедает капитал, что непременно потребует докапитализации в обозримом будущем. Частные банки будут искать деньги у акционеров, государственные снова будут просить их у страны. Прибыль, которую сейчас получает банковская система, частично снимает эту проблему. Ведь заработанное можно направить на докапитализацию.
Здоровье банков – здоровье экономики
Другими словами прибыль, которую сейчас получают банки, является жизненно важным лекарством. Если мы хотим сохранить банковскую систему, категорически нельзя его отбирать.
А сохранить банковскую систему критически важно. В прошлом году Бен Бернанке, Дуглас Даймонд и Филип Дибвиг получили нобелевскую премию по экономике, показав, почему нельзя допускать краха банков в кризисные периоды. Можно не верить банкирам, уличая их в чрезмерной жадности. Но вряд ли стоит обвинять нобелевский комитет в некомпетентности или предвзятости.
Война закончится и Украине предстоит пройти сложный путь восстановления. Без здоровой и крепкой банковской системы пройти его будет крайне затруднительно. Да, сегодняшний вызов куда более сложный. Но и о будущем забывать не стоит.
Уходящий поезд
Даже если забыть обо всем, что было сказано выше, и просто считать миллиарды прибыли, которые получают банки, идея с дополнительным налогообложением очевидно запоздала. Национальный банк начал поэтапное снижение ставки, в результате уже сейчас падает маржинальность. Нет никаких сомнений, что регулятор продолжит снижать ставку в ближайшем будущем. Значит уже совсем скоро обо всех этих миллиардах можно будет забыть.
По моему опыту все подобные инициативы, какая бы страна их не запускала, большей частью являются чистым популизмом. Они не приносят ожидаемых результатов. Скорее всего подобная судьба ждет и эту идею.
Я искренне надеюсь, что у законодателей хватит здравого смысла не вводить никаких дополнительных налогов для банков. Но если это случится и он будет запущен с 1 января 2024 года, как об этом говорят авторы инициативы, скорее всего ни о каких 10 миллиардах дополнительных поступлений в бюджет уже говорить не придется. Выходит, что поставленных целей инициатива скорее всего так и не достигнет, а проблем банкам и экономике в целом создаст очень много.