Кажется, все сделано правильно: коммуналка оплачена (или осуществлен другой обязательный платеж), квитанция взята и вся эта бюрократия забыта до следующего месяца. Но иногда случается досадно: средства были приняты через кассу банка, а до поставщика так и не дошли. Причина – ошибка в реквизитах или устаревшая информация. В таких случаях деньги возвращаются. Но не для тебя, а на внутренний счет банка.
Сегодня я расскажу, почему так случается, как узнать, что платеж не прошел, и главное, как вернуть свои деньги без лишнего стресса.
Скажу сразу: деньги остаются в банке и могут там «зависнуть» на длительное время, если никто не обратится за ними. Особенно когда платеж осуществлялся без открытия счета, то есть ты не являешься клиентом того банка, в котором была уплачена квитанция.

Почему платеж может не пройти:
1. Ошибка в реквизитах. Неправильно продиктован номер счета или лишняя цифра – и деньги не доходят до получателя.
2. Старый код МФО (межфилиальный учетный номер). Это предварительный — к изменению или реорганизации — шестизначный код банка, который использовался для идентификации финансового учреждения в платежной системе Украины. Хотя сейчас МФО является частью IBAN, но все равно есть такие случаи, когда МФО меняется, соответственно меняется и IBAN. Обычно об изменении реквизитов (IBAN, МФО) банки заранее предупреждают клиентов, но может случиться, что по каким-то причинам эта информация не дошла до тебя. В случае, если платеж был отправлен по старым реквизитам, средства до адресата не дойдут, а вернутся обратно в банк, в котором был произведен платеж.
3. Изменение реквизитов. Бывает так, что в банке произошла реорганизация или слияние, изменился юридический адрес или название, поэтому может быть изменен не только код МФО, но и номер счета, IBAN или наименование вследствие. В таком случае оплата по старым реквизитам может не пройти или «зависнуть».
Что происходит с «ложными» средствами?
Чтобы из перечисленного не случилось, ни в одном из этих вариантов не стоит переживать: если деньги не поступили адресату, они возвращаются обратно в банк. Банк не может автоматически вернуть деньги — они зависают на его соответствующем внутреннем счете. Если никто не обращается, может оставаться там до трех лет (срок зависит от политики каждого отдельного банка). Особенно это касается оплат без открытия счета, сделанных наличными в отделении банка. Но даже если ты обратишься позже, твои средства тебе вернут.
Как вернуть деньги, не поступившие по назначению
Если твои средства так и не поступили адресату, то вот простой алгоритм действий на этот случай:
1. Обратись в банк, через который был произведен платеж — лично в отделение или по телефону поддержки.
2. Сообщи, что платеж вернулся и ты хочешь получить средства обратно.
3. Договорившись о встрече, возьми с собой
- документ, удостоверяющий личность - паспорт/ID-карту;
- чек об оплате или квитанции об оплате. Если квитанция не сохранилась, придется вспомнить точную дату и сумму платежа. Так работнику банка будет легче найти «твою» сумму.
4. Напиши заявление в свободной форме на возврат средств. Обычно это можно сделать сразу в отделении. Если ты обращаешься через контактный центр банка, писать ничего не нужно, тебя идентифицируют по данным и обращение зарегистрируют дистанционно. Посетить отделение придется только для получения средств.
5. Ожидай возврата – деньги могут поступить на твой счет в течение трех банковских дней или показаться наличными, в зависимости от политики банка.
Если ты клиент банка, через который осуществлял платеж, тогда все еще проще: банк сам вернет средства на твой счет сразу после того, как платеж не будет зачислен. Примерный срок 4 дня.
Как проверить, дошел ли платеж?
Если же не уверен, вернулось ли тебе что-то — просто спроси у банка при очередной уплате: есть ли неуспешные или возвращенные платежи на твое имя?

Как избежать ошибок в будущем
1. Внимательно проверяй реквизиты перед оплатой, особенно когда часто платишь за коммуналку наличными в кассе. Следи, чтобы не дописать, например, лишний ноль, потому что система не сможет обработать счет.
2. Проверь актуальные реквизиты на сайте банка или в приложении и используй их.
3. Обновления реквизитов в платежках, контрактах, шаблонах платежей.
4. Пользуйся онлайн-сервисами. Такие сервисы сохраняют историю платежей, показывают их статус, а еще напоминают о сроках. В приложении все под рукой – без бумаг и лишних звонков.
5. Храни чеки или скрины квитанций. Даже если оплачиваешь онлайн, сохраняй подтверждение хотя бы несколько месяцев. Это твое доказательство, если что-то пойдет не так.
6. Создай напоминание. Добавь регулярные оплаты в календарь или включи автоматические напоминания в приложении. Это помогает не забыть и не платить в последний день.
7. Подпиши платежи в своем банковском приложении. Если приложение позволяет – отмечай каждый платеж понятно: «квартира», «вода», «интернет». Так легче ориентироваться в истории оплат.
8. Настрой автоплатежи. Если суммы фиксированы, можно настроить автосписание с карты. Но обязательно время от времени проверяй правильность начислений.
9. Веди простой список платежей. Можно в заметках или Excel – ежемесячно отмечай, что уже оплачено. Это дисциплинирует и помогает не упустить важное.
10. Выбери один удобный способ оплаты и соблюдай его. Так меньше неразберихи, и в случае необходимости легче найти ошибку.
И главное, знай: даже если случилась ошибка — не паникуй. Деньги не исчезли. Просто обратись в банк – и тебе помогут их вернуть.