Предпосылки введения военного сбора
Идея военного сбора, что очевидно из его названия, появилась не просто так. А в качестве ответа на вооруженную агрессию россии еще в 2014 году. Чтобы поддержать обороноспособность страны, парламент в июле того же года принял решение ввести дополнительный налог на доходы физических лиц, получивший четкое целевое направление.
Тогдашний документ устанавливал сбор как временную меру. Но, как часто бывает со всем временным, уплата военного сбора не только остается актуальной 10 лет спустя. Зона применения и ставка сбора только увеличились почти для всех плательщиков, включая ФЛП. Льготы предусмотрены только для военных и работников ряда силовых структур, для которых ставка сбора останется на уровне 1,5%.
Хотя и в этот раз внесенные изменения должны действовать временно. Например, военный сбор 2024 года для ФЛП был увеличен ретроспективно: когда бы президент не подписал законопроект, предприниматели будут платить военный сбор с 1 октября 2024 года и до 31 декабря года, в котором будет прекращено действие режима военного положения.
Эти малоприятные инициативы являются вынужденной мерой. Как ожидается, в ближайшие годы финансовая поддержка Украины со стороны западных партнеров будет сокращаться, следовательно, стране нужно искать дополнительные источники доходов, большая часть которых тратится именно на оборону страны от агрессора.
Как меняется налогообложение для ФЛП
Согласно тексту принятого парламентом закона, уже с 1 октября 2024 года ФЛП всех групп будут платить военный сбор. Но по-разному.
- Скажем, военный сбор ФОП 2 группа 2024 года, которая является одной из самых популярных среди предпринимателей, с указанной даты будет платить 10% от установленной минимальной зарплаты. Однако следует отметить – подсчет ведется от минималки, установленной на 1 января текущего года. То есть, до конца 2024 года военный сбор для ФЛП второй, а также первой и четвертой групп, для которых действуют аналогичные правила, составит 710 грн. Несмотря на то, что с апреля минималку увеличили до 8000 грн.
- Третья группа будет платить военный сбор для ФЛП по ставке 1%, которая будет начисляться на все доходы предпринимателя.
Преимущества и недостатки повышения налогов для ФЛП
Очевидно, что любое повышение налогов воспринимается экономическими агентами негативно. Да и для экономики увеличение налоговой нагрузки малополезно, поскольку стимулирует бизнес искать способы оптимизировать налоги или вовсе избежать их. Конечно, такой подход незаконный, но теневая экономика, сколько ее не оспаривай, существует.
С другой стороны, следует признать, что в текущей ситуации, когда Украина фактически борется за право на существование, опций у государства не так уж много. Более того, уже сейчас слышны разговоры о дальнейших шагах в части повышения налогов. В частности – налога на добавленную стоимость, который платят все без исключения потребители внутри страны.
Отмечу, что, скажем, налоги для ФЛП 2 группы 2024 возрастут не радикально. Да, дополнительные 710 грн налога для кого-то окажутся вполне чувствительной прибавкой. Особенно, если бизнес понес значительные потери и речь идет о выживании. Но, к сожалению, альтернативы росту налогов в текущих условиях просто нет.
Реакция бизнес-сообщества
Бизнес-сообщество отреагировало на повышение налогов отрицательно. Однако не потому, что не понимает потребности в дополнительных источниках финансирования бюджета. Дело в том, что выборочное повышение налогов приводит к искривлению конкуренции: дополнительные преимущества получает бизнес, избегающий уплаты налогов. Зато добросовестные плательщики вынуждены платить еще больше.
Кроме того, общим местом для налоговых агентов в части критики инициатив по повышению налогов стали коррупционные проявления, вызывающие особо сильное возмущение во время войны как среди предпринимателей, так и среди рядовых граждан. И отдельные эксперты, и владельцы компаний, и разнообразные бизнес-ассоциации высказывали мнение, что государству, прежде всего, следует сосредоточиться на поиске дополнительных источников финансирования бюджета в теневой экономике. К примеру, в 2023 году доля «тени» в торговле табачными изделиями и алкоголем, по данным Института социально-экономической трансформации, составила соответственно 19% и 38%.
Прогнозы и последствия для экономики
По оценкам, повышение налогов позволит бюджету в 2024 году получить дополнительные 58 млрд грн. А в следующем году поступления от введенного повышения составят 137 млрд. грн.
Удастся ли достичь таких цифр на практике – вопрос дискуссионный. Оптимисты уверяют, что результаты могут быть еще лучше. Отмечают неотвратимость таких мер и напоминают о пенсионерах, 43% из которых получают пенсии менее $100 в месяц. Поэтому повышение НДС для них будет гораздо более чувствительным, чем выборочное повышение военного сбора, акцизов и т.д.
Критики же напоминают простой экономический закон, согласно которому повышение налогов приводит прежде всего к углублению тенизации экономики и, наоборот, уменьшению поступлений в бюджет. Ведь чем больше бизнеса работает вне легального поля, тем меньше налогов может собрать государство. Какая из этих точек зрения в конечном итоге окажется более релевантной – покажет только время.