Отделения и банкоматы

Публичная оферта: что это и зачем нужно

28 августа

Что такое публичная оферта?

Наиболее релевантное, хотя и не самое простое объяснение, что такое договор оферты, дает законодательство, точнее Гражданский кодекс Украины. Согласно положениям статьи 633, публичная оферта – это соглашение, по которому предприниматель берет на себя обязательство продать товар или предоставить услугу любому, кто только этого захочет.

Крайне важным в этом смысле термин «обязательство». Следовательно, предприниматель буквально не имеет права необоснованно отказать в обслуживании клиента. А если совершит такое действие, несет перед потенциальным клиентом ответственность в размере стоимости непроданного товара или непредоставленной услуги.

На практике публичную оферту имеют все более или менее сознательные представители электронной коммерции. Ведь она не только обязывает предпринимателя, но и защищает его. Как именно?


Основные элементы публичной оферты

Общий принцип создания публичной оферты достаточно прост. В зависимости от сферы деятельности бизнеса, особенностей предоставления услуг или продажи товаров, следует максимально полно описать все условия для потребителя. Например, в публичной оферте крупнейшего онлайн ритейлера Украины содержатся следующие основные пункты:

  • Контакт с онлайн платформой;
  • Персональные пользовательские данные;
  • Обработка персональных данных с целью продажи товаров в кредит;
  • Личный кабинет;
  • Медиа и коммуникация;
  • Цены и качество товара;
  • Оформление заказа;
  • Доставка товара;
  • Предоставление расчетного документа;
  • Предоставление гарантийного талона;

Конечно, это не эталон и не исчерпывающий список. К оферте могут прилагаться любые другие пункты, в том числе описывающие ответственность и права сторон за нарушение определенных в оферте условий. Но, как видишь, у договора публичной оферты есть единственная задача: договориться о дальнейшем сотрудничестве с клиентом «на берегу». Принимать или нет условия, определенные в документе, решают сами клиенты.

x

Как заключается договор на основе публичной оферты?

Как правило, «подписание» договора публичной оферты происходит в момент заказа товара или услуги. Когда все остальные договорные условия, вроде адреса и сроков доставки, способа оплаты и т.д. уже согласованы. В таком случае под кнопкой с условным названием «подтвердить заказ» найдешь соответствующую надпись: «нажимая кнопку «подтвердить», соглашаюсь с условиями публичной оферты». Последняя надпись обычно является ссылкой на сам документ. Следовательно, с точки зрения предпринимателя и закона, выполняя действие (нажимая кнопку на экране), потребитель соглашается с условиями публичного договора. Это юридически чистая и признанная реализация положений закона.

В реальной жизни, конечно, потребители читают условия публичной оферты только в экстренных случаях, когда случились какие-то проблемы, требующие «нелояльного» урегулирования. Скажем, вместо обещанного «ориентировочного» срока доставки за 2-3 дня уже оплаченный товар едет к покупателю несколько недель, а в службе поддержки «кормят» обещаниями.

Это не выдуманная история. С таким кейсом столкнулись несколько потребителей, которые летом 2024 года заказали у одной известной энергокомпании устройства EcoFlow. При покупке в фирменном онлайн-магазине им анонсировали доставку девайса в течение максимум 7 рабочих дней. Но даже за 20 рабочих дней никаких следов устройства не было замечено. В службе же поддержки старательно «искали» заказы и изо дня в день обещали, что «скоро будет». Указанные в публичной оферте положения лишь разочаровали: там компания снимала с себя какую-либо ответственность за нарушение сроков доставки.

Зачем нужна публичная оферта?

Итак, договор публичной оферты – это набор правил и условий, которые применяются ко всем без исключения заказчиков товаров или услуг, предоставляемых предпринимателями. С одной стороны, они защищают бизнесмена. В том числе и от таких досадных случаев, которые описаны в упомянутом примере. С другой – дают покупателю понимание, каким образом и в каких случаях будут действовать стороны сделки. Ведь бывает и так, что покупатель ведет себя не очень честно или справедливо. Вот, зачем нужна публичная оферта.

Важно отметить, что договор публичной оферты является всеобщим и одинаковым для всех потребителей. Гражданский кодекс прямо и однозначно запрещает изменять условия обслуживания отдельных потребителей. Исключением могут быть только льготные категории граждан, для которых на уровне закона установлены определенные особенности обслуживания.


Примеры публичной оферты в реальной жизни

Некоторые типы публичных договоров мы уже рассмотрели выше. В частности, документы, которые разрабатывают и устанавливают интернет-магазины. Но публичные оферты встречаются везде, где речь идет о массовом обслуживании. В розничной торговле, перевозках, гостиничном бизнесе, предоставлении платных услуг связи и т.д. То есть повсюду, где невозможно или очень сложно организовать заключение реального договора между двумя сторонами. Вот, например, выдержка из публичного договора, согласно которому обслуживаются абоненты оператора Киевстар.

x

Документ, что является публичной офертой, может приобретать совершенно разные формы. Де-факто таковым можно считать и правила проезда в метрополитене, ведь здесь описаны все условия предоставления услуги, порядок оплаты проезда и перевозки багажа, обязанности, права и ответственность сторон: пассажира и перевозчика.


Юридические аспекты публичной оферты

Какой-либо «правильной» формы публичной оферты не существует. Да, в большинстве своем все компании пользуются примерно одинаковым, почти шаблонным договором публичной оферты. Если ты, скажем, попытаешься загрузить с десяток оферт разных интернет-магазинов, увидишь, что все они очень похожи друг на друга. Это потому, что так удобнее: зачем придумывать велосипед, когда есть уже работающие алгоритмы?

Но никто не ограничивает тебя в творчестве. Создавая публичную оферту, ты можешь даже использовать диаграммы и блок-схемы, использовать стихи и т.д. Но заметь, что свобода творчества не означает свободы смыслов. Потому что кроме гражданского кодекса тебе следует учитывать закон Украины «О защите прав потребителя». Да еще, если ты собираешь персональные данные, например, оформляя доставку товара потребителю, законодательство в сфере защиты персональных данных.

На практике это означает, например, что ты не можешь запретить возврат товара в течение 14 дней, если это не предусмотрено законом (скажем, для нижнего белья действует очевидное исключение из общего правила). Следовательно, положения, изложенные в оферте, не могут противоречить другим законам, регулирующим особенности бизнес-деятельности предприятия, даже если для этого не нужна ни одна лицензия.


Как правильно составить публичную оферту?

Повторимся: строгих правил составления публичной оферты не существует. Гражданский кодекс, описывая требования к публичному договору, определяет несколько важных особенностей:

  1. Условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, кроме тех, кому по закону предоставлены соответствующие льготы.
  2. Предприниматель не имеет права отдавать предпочтение одному потребителю перед другим при заключении публичного договора, если иное не установлено законом.
  3. Предприниматель не имеет права отказаться от заключения публичного договора при наличии у него возможностей предоставления потребителю соответствующих товаров (работ, услуг).
  4. В случае необоснованного отказа предпринимателя от заключения публичного договора он должен возместить ущерб, причиненный потребителю таким отказом.
  5. Условия публичного договора, противоречащие части второй настоящей статьи и правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичного договора, ничтожны.

Составляя публичную оферту, начни с описания на черновике правил обслуживания клиентов. Если речь идет об интернет магазине, тебе по крайней мере следует учесть следующие особенности:

  • оформление заказа;
  • цена и доставка товара;
  • права и обязанности сторон;
  • возврат товара.

Это те пункты, которые могут содержать конкретные особенности твоей бизнес-модели. Но старайся не использовать чрезмерно точных формулировок, например, указывая конкретного перевозчика вместо использования формулировки «почтовые операторы» или «компании-перевозчики». Иначе можешь создать себе дополнительные сложности и ограничения в работе.

Остальные пункты, в частности в части обработки персональных данных, общих положений, можно позаимствовать из шаблона, например, здесь. Обычно они стандартны, поскольку полагаются на строгие требования других законодательных актов Украины.

icon star icon star icon star

Хочешь оставить отзыв о работе Unex Bank?