Отделения и банкоматы

Самая взрослая нация

17 июля

Я не могу претендовать на экспертизу психолога или политолога, однако очевидно, что мир и люди меняются. Действующих европейских политиков все сильнее тревожит «правый разворот», а рядовых жителей – неравенство: недавний опрос граждан стран G20 показал, что 68% считают правильным дополнительное налогообложение для богатых. Общий знаменатель у этих тенденций – популизм.

В стремлении жить хорошо, в справедливой и социально-ориентированной стране, конечно, нет ничего плохого. Но можно ли достичь этой цели, идя на поводу у популистов, отдавая им голоса на выборах? Вряд ли. Чаще всего потому, что обещания простых решений – тут повысить, там поднять, а здесь опустить – не имеют ничего общего с реальностью.

Поверить в это просто, проголосовать за политика, обещающего «золотые горы» удобно. Разочаровываться в последствиях – очень больно. А единственный способ не разочаровываться – брать на себя ответственность, думать и анализировать, принимать решения и требовать. Задавать вопросы. Прежде всего – себе самим.


Украинский популизм

История украинского популизма очень богата. Годами граждан пугали дорогим газом, холодными зимами, распродажей земли, злым МВФ, вырубкой лесов. Они верили и опускали бюллетени в урны. А на выходе получали ровно то, чего боялись. В результате вместо стремительного экономического развития, которое сделало бы богаче каждого гражданина, получали вялые псевдореформы и растущее отставание от сопоставимых европейских стран.

До середины 1990-х по ВВП на душу населения Украина и Румыния были абсолютно идентичными государствами. К 2021 году разница между двумя странами по этому показателю выросла до более чем трехкратной: в Румынии он превысил $15 000, в Украине так и не смог достичь $5 000.

Разумеется, виноваты в том кризисы. Глобальные и локальные, экономические и политические. Но если первые влияли на все страны примерно одинаково, то вторые – проблема сугубо внутренняя. И здесь мы снова возвращаемся к вопросу популизма и стратегии поиска простых решений. Именно украинцы выбирали политиков, которых потом вынуждены были свергать. Хорошо, что свергли. Плохо, что выбрали.

Две революции и война, начавшаяся в 2014 году, во многом отрезвили нацию. Уже не дискутируется вопрос о вступлении в НАТО, кажется, преодолена ментальная проблема земельной реформы. Пришло понимание, что развитие страны в изоляции от мира невозможно. Миллионы украинцев не по своей воле оказались в Европе и за 2,5 года полномасштабной войны успели понять, что на самом деле представляет собой ЕС. Со всеми его преимуществами и недостатками.

Все это – важные прививки, которые, надеюсь, сделают невозможными любые развороты в обратном направлении.


Задавать вопросы

Но не все так хорошо, как может показаться. Конечно, жестокая и кровавая война сейчас является доминирующим фактором в Украине. Она определяет способ мышления, порядок принятия решений. С одной стороны она накладывает множество ограничений, с другой вызывает неоправданный инфантилизм. Когда начинает казаться, что «нам все должны».

Но как бы больно это не звучало, такой тезис не имеет смысла. Даже в такой сложной ситуации. 

Давить на мировое сообщество, чтобы оно помогало деньгами и оружием, надо. Ссылаясь ли на Будапештский меморандум или на общую для Европы и мира безопасность – все способы хороши. Но вот обижаться, что кто-то чего-то не выделил – нельзя.

Война – это очень болезненный урок во всех его проявлениях. Именно потому его нужно как следует выучить. К примеру, нужно даже в это сложное время научиться задавать вопросы. И требовать на них ответы.

Причем на всех уровнях. Начать стоит с локального. Что сделал глава ОСББ, чтобы в периоды отключений электроэнергии на этажах выше 5-го была вода? Почему не работает светофор на аварийно опасном перекрестке? Где те генераторы, которые доноры передали Громаде еще весной?

Выше уровень – сложнее вопросы. Как дела с борьбой с коррупцией – ведь это же чистое мародерство во время войны, если вообще не предательство? Что там с теневым рынком сигарет? Как дела на таможне? Вопросов хватает, и война не может быть оправданием молчанию в ответ.

Задавать вопросы важно. Не для того, чтобы найти виновного и махнуть рукой: мол, все одинаковые. А потому что это и есть зона ответственности гражданина страны: сначала ты выбираешь власть, а потом отвечаешь за свой выбор, контролируя ее.


Если не украинцы, то кто?

Ведь если Украина не сможет преодолеть коррупцию, провести реформы, вопросы начнут задавать партнеры. Точнее, они их и так уже задают. Отчасти они - вопросы - тоже являются элементом популизма. Весной этого года Украина с надеждой и тревогой смотрела на баталии, которые развернулись в конгрессе США. Абсолютно очевидно, что они были частью президентской кампании. И жаль, что внутренняя политическая дискуссия в США обернулась дополнительными жертвами в Украине.

Однако надо признать, что вопросы, которые поднимали Трамп и теперь уже его потенциальный вице-президент Джей Ди Венс, не лишены оснований. И европейцы, и американцы, и все прочие партнеры Украины - кто-то очень осторожно, кто-то в полный голос - хотят понимать, куда именно идут деньги, выделяемые стране. В действительности никто не любит выписывать “открытые чеки”.

Это не праздное любопытство. Трудно убедить себя, что все ОК, когда в воюющей стране стремительно растут продажи люксовых автомобилей, а журналисты регулярно публикуют новые шокирующие факты коррупции. Еще сложнее объяснить эти феномены избирателям-налогоплательщикам своих стран.

Кто-то возразит, мол перед страной стоят куда более серьезные вызовы. Но это лишь отчасти правда. Истина же в том, что все это делает государство слабее. Более уязвимым для врага. Настолько, что фактически является вопросом выживания государства. Ведь без успехов на фронте борьбы с коррупцией, повышения качества управления и проведения реформ слишком легко потерять поддержку партнеров.

Вот почему так важно не закрывать глаза. Задавать вопросы. Требовать.

К счастью, и в этом направлении у Украины есть успехи. Пока их недостаточно, но направление выбрано верное. Есть громады, которые успешно справляются с вызовами. Развиваются даже во время войны, решают вопросы энергонезависимости, привлекают частные инвестиции и бизнес. Слышны правильные вопросы, а иногда – даже ответы на них.

Всего это мало, нужно больше. Нужно чтобы каждый гражданин страны взял на себя свою долю ответственности. И, судя по тенденциям, у украинцев есть все шансы стать самой взрослой европейской нацией.

Нацией, которая не будет инфантильно голосовать на выборах за высокие пенсии, понимая, что источников финансирования для этого нет, а пенсионная система нуждается в экстренной и болезненной реформе. Нацией, которая не станет голосовать за изгнание мигрантов из страны по национальному признаку, а потребует эффективно решать вопрос их социализации и трудоустройства. Просто потому, что стране нужны рабочие руки. Обществом, которое не будет «защищать» ресурсы мораториями для иностранных инвестиций, а захочет прозрачных правил и адекватного налогообложения для последних.

icon star icon star icon star

Хочешь оставить отзыв о работе Unex Bank?