Лично меня очень радует, что в последние годы в Украине само Рождество начинает быть центральным зимним праздником. А такой популярный в советское время Новый год постепенно уступает ему свое место. Последние годы украинцы встречают Сочельник 24 декабря, как и большинство европейцев. Семья садится за общий стол после появления на небе первой звезды. Все приготовления — подарки, сюрпризы, украшения дома и встречи с родными влетают «в копеечку». Так же щедро тратятся на праздники другие народы? О том, какие привычки празднования Рождества есть в разных странах, из чего состоят расходы, а также изменилось ли отношение к подаркам и расходы на них в Украине с началом полномасштабной войны, я расскажу в этой статье.
Подготовка к зимним праздникам
Подготовка к праздникам во многих странах начинается заранее и почти не отличается от страны к стране: в первый день Адвента (1 декабря) на городских улицах появляются рождественские ярмарки с декоративными магазинами, а люди украшают елки и закупают подарки и продукты.
Многие начинают делать покупки заранее: по данным McKinsey, 54% европейских респондентов начинают праздничные закупки еще в ноябре. Очень рано начинают покупать в Великобритании. А вот в Италии чаще всего начинают делать праздничные покупки в Черную пятницу. В то же время, по всей Европе 14% потребителей в этом году не собирались тратить деньги на приготовление к зимним праздникам. В Германии таких – 18%, а в Италии – 17%.
В то же время, в отдельных исследованиях для США показано, что 43% американцев начинают прицениваться и покупать подарки еще до ноября. Так ведут себя часто и в Европе. И это неудивительно, ведь в этих странах рождественские товары уже есть еще в середине октября. Плюс всем известно, что первый всегда уносит лучшее. Разобранные товары часто уже не пополняют. Конечно, можно взять что-нибудь другое. Но если хочешь лучше всего – не лови гав.
Несмотря на войну, украинцы пытаются соблюдать традиции и также отмечают праздники. Согласно обнародованному исследованию Deloitte, в 2024 году 65% украинцев занимались предпраздничными покупками (по сравнению с 59% годом ранее), а в 2025 году доля планировавших праздничные покупки выросла до 75%. При этом 68% украинцев планировали провести Рождество и Новый год и дома, что на 14% больше, чем в прошлом.
Как празднуют и на что тратят
Рождество в мире празднуют по-разному: например, в Австралии и Бразилии это летний праздник с барбекю и пляжными вечеринками, который может быть менее затратным, а в США и Германии – это один из самых важных праздников, отмечаемый с большим размахом, с большим количеством подарков, дорогих блюд и украшений. В Японии Рождество празднуют как дополнительный выходной с акцентом на добрые дела и пожертвования. А еще молодые пары организуют ужины с традиционным «рождественским тортом» в виде тонкого бисквита с кремом и клубникой и массово заказывают на праздники жареную курицу из KFC.
Тем не менее, основные статьи праздничного бюджета традиционно составляют подарки и продукты. По оценкам различных опросов, средний бюджет американцев на зимние праздники колеблется примерно в $875-$902 на человека. Местная ритейл-федерация (NRF) и аналитики прогнозировали, что праздничные продажи 2025 года за период ноябрь-декабрь превысят $1 триллион, то есть потребление остается огромным, хотя отмечаются замедление роста расходов по сравнению с предыдущими годами. Из них 70% люди тратят 70% ($627) на подарки, другие расходы – еду и сезонные товары. 55% предпочитают онлайн-шопинг. Популярны подарочные сертификаты.
Британцы в 2024 году потратили на Рождество £22,7 млрд. в целом, что в среднем составляет ~£433 на человека. Нынешние местные опросы показали повышенную осторожность — многие семьи планировали поменьше потратить и более поздние покупки, а общий объем расходов должен вырасти в онлайн-сегменте. Ключевые статьи расходов – продукты питания и подарки.
А вот германский торговый альянс HDE ожидал хоть и маленький, но рост годового рождественского оборота. Речь идет примерно о 1,5% для ноября-декабря 2025 года по сравнению с предыдущим годом. Для понимания, немцы в 2024 году потратили на рождественские подарки в среднем €297 на человека. Эта сумма почти на €2 превышает показатель 2023, отражая восстановление послековидных потребительских настроений в стране. Популярные подарки в Германии – сертификаты и впечатления.
«Средний» француз планировал в этом году потратить на Рождество €480-€500 на человека. Это примерно столько же, сколько и в прошлом году. Из них €261-€323 - на подарки на праздничный стол.
В Польше аналитики прогнозировали общие рождественско-новогодние расходы примерно на сумму 1576 злотых (примерно $385) на одного жителя. На подарки в среднем закладывают около 681 (приблизительно $186) злотого. На продуктовую корзину поляки на Рождество тратят примерно 637 злотых (примерно $175), а на обновление гардероба и парикмахера могут потратить до 1300 злотых ($350).
В Италии около €119 идет на блюда. Меньшие суммы на украшения и декор и транспорт/поездки: в Италии семейный отпускной бюджет составляет в среднем €413 на поездку к родственникам. Дополнительные статьи расходов – новая одежда и услуги.
Испанцы планировали сохранять бюджет на схожем с 2024 годом уровне или чуть ниже (примерно €684 с человека), но искали экономии в супермаркетах и онлайн. Значительная часть сокращения приходилась на подарки: средний бюджет на них снизился с €391 до €359. Кроме того, около €173 идут на праздничные ужины, €86 на поездки и €64 — на новогодние лотереи.
Австралийцы традиционно на этот праздник тратят около $783. Большинство населения планирует бюджет и остаются популярными такие сервисы, позволяющие покупать товары сейчас и платить за них позже по частям. 75% австралийцев финансируют праздники из сбережений, причем 31% берут с кредитных карт.
В Бразилии отслеживают тренд умеренного возобновления потребления. Бразильские оценки показывали средний расходный вектор примерно $446 на подарки в 2024 году против $418 в 2023; 2025 год зависит от макроэкономической политики и внутренних ожиданий.
Мы понимаем, что это все средние цифры и зависят от дохода конкретной семьи и страны в целом.
Смысл в подарке: как украинцы меняют праздничный шоппинг в 2025 году
Украинцы стали более экономными в планировании праздничного бюджета: покупки начинают в декабре, но выбирают более дешевые товары, чаще сравнивают цены и покупают по скидкам. Различные исследования отмечают, что 2025-й год «смысла в подарке» для многих украинцев.
В октябре появилось исследование компаний Kantar и bodo, для которого опросили 1000 респондентов в возрасте от 18 до 55 лет. Оказалось, что, несмотря на войну и экономически сложную ситуацию, украинцы все же планируют расходы на подарки. Для семьи их покупают 88% людей, для друзей – 40%, а 49% молодежи планируют порадовать себя. А по данным аналитиков Inweb почти половина опрошенных украинцев готовы потратить на весь праздничный шопинг до 25% своего месячного дохода Опрошенные люди рассказали, что в среднем тратят на них 3900 грн. Тогда как могут получить подарки почти на 4700 грн. Интересно, что мужчины тратят почти вдвое больше, чем женщины, но получают более дешевые презенты. Самыми щедрыми дарителями оказались люди в возрасте 41-55 лет, в то время как самые дорогие подарки получают 30-40-летние. Украинская молодежь 18-29 лет дарит меньше. Это напрямую связано с уровнем доходов: они ниже тех, которые имеют другие возрастные группы. Однако юные украинцы чаще выбирают нематериальные сюрпризы – путешествия, отдых, новые эмоции.
Исследования фиксируют изменение в потребительской культуре: около 60% респондентов называют новый опыт (впечатление) тем, что лучше улучшает настроение; шопинг в качестве источника удовольствия указали меньше опрошенных.
Также все более популярные локальные изделия и полезные для дома вещи: материальные «лишние» покупки отходят на второй план, значимые и этические покупки — на подъеме.
В Украине из года в год смещается смысл праздников. Хотя семьи и тратят много, всё чаще встаёт вопрос не «сколько купить», а «что подарить, чтобы это имело значение» — растут покупки локальных изделий, полезных вещей для быта или обновляют технику, подписки и сертификаты. Материальные «лишние» траты отходят на второй план. Частью культуры празднования становятся покупки, которые имеют благотворительную составляющую: украинцы всё чаще выбирают варианты, когда часть стоимости товара или услуги автоматически перечисляется на благотворительность, или добавляют пожертвование на кассе — «с округлением чека» или «пожертвование в корзину». Это стало нормой после 2022 года. Из года в год этот тренд растёт. Популярность набирают рождественские ярмарки и маркетплейсы, совершая покупки на которых, покупатель поддерживает работу людей с инвалидностью, реинтеграцию ветеранов или общины в прифронтовых регионах. Покупая с благотворительной целью, люди испытывают двойное удовольствие — от подарка для близких и от осознания, что сделали доброе дело. Это усиливает эмоциональную связь с брендом и мотивирует присоединяться и дальше.
Такое сочетание праздничного шопинга и благотворительности делает Рождество не только потребительским, но и социально значимым праздником — оно усиливает солидарность сообщества, поддерживает местные инициативы и создаёт более длительные позитивные связи между брендами и клиентами.
Что дарят на Рождество и Новый год
Кажется, что чем больше ты знаешь человека, тем больше шансов выбрать ему классный подарок, но когда «неожиданно» подкрадывается Рождество, возникает вечный вопрос: что подарить, чтобы близкий тебе человек обрадовался.
Аналитики Inweb определили ТОП-5 категорий подарков:
- косметика – 32% женщин и 16% мужчин;
- одежда и обувь – 37% женщин и 26% мужчин;
- игрушки для детей – 39% женщин и 31% мужчин;
- алкогольные напитки – 39% женщин и 48% мужчин;
- продукты и сладости – 76% женщин и 73% мужчин.
А я подброшу ещё несколько идей для подарков, чтобы если не удалось успеть с подарками на Рождество, то точно порадовать близких на Новый год.
Детям
В зависимости от возраста и предпочтений родных детей, крестников или детей друзей, можно подарить:
- наборы для творчества: пластилин, краски, магнитные конструкторы;
- интерактивные игрушки или развивающий гаджет позволят ребёнку играть и учиться одновременно;
- беспроигрышный вариант почти для всех мальчиков и девочек — конструктор. Это может быть Lego или другой, но это классика, уместная для разного возраста;
- книга с иллюстрациями или интерактивная книга-игра — для тех, кто уже любит читать, и для тех, кому нужно привить любовь к книге;
- настольная игра — подарок, который объединит по вечерам всю семью;
- для комфорта и уюта отлично подойдёт тёплый детский плед или пижама с любимым персонажем;
- вместо или в дополнение к материальному подарку можно подарить эмоцию — билеты на детский спектакль, мастер-класс или аттракционы.
Родителям
Здесь тоже всё зависит от возраста и образа жизни ваших самых близких. Советую дарить с учётом предпочтений и потребностей. А выбрать можно из:
- бытового помощника, например, новый смартфон, мультиварку, робот-пылесос или другой гаджет — это всегда пригодится;
- фотокниги с семейными снимками — очень эмоциональный и персональный подарок, который родители будут пересматривать в перерывах между вашими визитами или звонками;
- набора для домашнего уюта: постельное бельё, полотенца, наборы чаёв или мёда;
- подарочной корзины с набором для праздничного стола;
- поездки в отпуск. Наверняка ваши родители мечтали где-то побывать, но всё не хватало времени. Подарите им такую возможность сейчас.
Друзьям
Нет универсального совета, ведь каждый лучше всего знает своего друга. Возможно, у вас даже есть общее хобби. Но независимо от этого уместным может быть:
- книга в красивом издании;
- билеты на концерт, спектакль или в кино, чтобы пережить общие эмоции;
- сертификат на мастер-класс — кулинарный или бариста — для нового опыта;
- настольная игра или пазл — для компании в зимние вечера;
- набор красивой посуды или скатертей, если семья друзей вам близка.
Любимым
Здесь на самом деле перечень безграничен и зависит от того, что ещё не дарилось:
- персонализированный фотоальбом или книга о вашей истории;
- ужин при свечах дома или ужин в любимом ресторане;
- романтический уикенд-тур — поездка за город в выходные дни;
- сертификат на парные процедуры — массаж для двоих, SPA или прогулка на лошадях;
- дегустация вина или мастер-класс с сомелье;
- стильный небольшой аксессуар;
- кошелёк или сумочка;
- перчатки или тёплые шарфы;
- ювелирное украшение или стильные часы.
Коллегам
Часто на работе принято дарить подарки от «тайного Санты». Беспроигрышными вариантами являются:
- набор шоколада в виде адвент-календаря или другие подарочные сладости;
- сертификат в кофейню или на онлайн-курс;
- настольное растение или маленький бонсай;
- подарочный набор «антистресс» — свеча или маска для сна;
- свечи, а также красивые подсвечники;
- красивая и полезная канцелярия: ежедневники, блокноты, ручки.
Но в любом случае, кому бы ни предназначался подарок, главное — не его стоимость или бренд производителя, а внимание, любовь и тепло, с которыми его выбирают и дарят, помня об увлечениях и стиле получателя. Даже недорогой подарок уместен, если он от чистого сердца. Так что желаю всем праздничного настроения и прекрасных подарков к праздникам!