Отделения и банкоматы

Ставки, курс и инфляция: о чем говорили члены комитета по монетарной политике в марте

26 марта

Национальный банк опубликовал итоги заседания монетарного комитета, предшествовавшие решению о неожиданном снижении учетной ставки 14 марта

В середине марта Национальный банк снизил учетную ставку с 15% до 14,5% и значительно снизил доходность трехмесячных депозитных сертификатов. Это решение, мягко говоря, стало неожиданностью для участников рынка, ведь во время предыдущего пересмотра ставки представители регулятора сигнализировали, что раньше второго полугодия снижать ее не станут. Именно поэтому опубликованные 25 марта итоги дискуссии членов монетарного комитета на этот раз привлекли особое внимание.


Учетную ставку будут снижать и дальше

Первое, что бросается в глаза – резкое изменение настроений членов комитета. Если во время заседания в конце января они единогласно проголосовали за сохранение ставки, а большинство из них прогнозировало снижение индикатива до конца года всего на 1%, то в марте 5 из 11 участников дискуссии высказались за снижение ставки сразу до 14%.

Назвать столь резкое изменение настроений у представителей регулятора безосновательным нельзя. Темпы инфляции в январе-феврале в очередной раз оказались меньше самых свежих прогнозов НБУ, поэтому снижение учетной ставки выглядело вполне оправданной идеей. Но четкие сигналы регулятора, что пересмотр ставки возможен только во втором полугодии, сбили рынок с толку.

Кстати, этот вопрос также поднимался отдельными членами комитета. Двое из них отметили, что хотя замедление инфляции и дает широкий коридор возможностей для снижения ставки, НБУ важно продолжать проводить последовательную и прогнозируемую монетарную политику, «которая позволит сохранить доверие и хотя бы частично снизить уровень неопределенности, беспрецедентно высокий в условиях войны», – цитирует их слова пресс-служба Национального банка.

Кроме того, эти члены комитета высказались за более осторожную оценку текущей ситуации и перспектив, ведь вероятность реализации прогнозов пессимистичнее того, что заложен в базовый сценарий, остается высокой.

Следующее заседание комитета по монетарной политике (КМП) запланировано на 23 апреля. Какое именно решение будет принято на нем – сказать сложно. Но, учитывая высказанные позиции и баланс мнений, очередное снижение ставки выглядит очень вероятным. Если почти половина членов КМП считали нужным снизить ставку до 14% уже в марте, то снижение до этого уровня в апреле более чем вероятно. Более того, ожидания по учетной ставке на конец года у большинства участников комитета существенно укрепились: новый прогнозный диапазон на конец 2024-го – 13%-14%.


Инфляция и курс

Феномен украинской инфляции времен войны может стать основой как минимум для интересных научных работ. Тотальная неопределенность, девальвационные и инфляционные ожидания, монетарное финансирование дефицита бюджета в 2022 году – все эти факторы стали причиной высокой инфляции в первый год войны. Однако уже второй год подряд аналитики НБУ, составляя прогнозы, не могут угадать будущую инфляцию: каждый раз она оказывается ниже их ожиданий. Это невероятно приятная новость для всех украинцев. Но так ли будет всегда?

Текущие прогнозы регулятора предполагают умеренное ускорение инфляции летом. Это абсолютно реалистичная оценка, учитывая низкую базу и сезонные факторы. Но под этим «ускорением» эксперты НБУ видят увеличение темпов роста цен до примерно 8% в годовом исчислении – не слишком угрожающая цифра. Поэтому участники дискуссии, несмотря на преобладающий оптимизм, держат этот фактор в голове, рассматривая его даже не как потенциальный риск, а как неизбежный факт.

А вот что касается курсовых колебаний, то здесь – по крайней мере, пока – никто из членов монетарного комитета никаких угроз не видит. Ситуация на валютном рынке остается стабильной и контролируемой.

Наверное, многие не разделяют такую точку зрения. Но на самом деле, учитывая перманентный дефицит торгового баланса, даже курсовые качели последних двух недель не являются чем-то чрезвычайным. Волны роста курса доллара сменяются периодами укрепления гривны. И хотя на более длительном временном горизонте очень медленная девальвация все же имеет место, в целом никакой катастрофы не произошло. Чтобы понять это, достаточно вспомнить настроения людей и мнения отдельных экспертов, которые в октябре прошлого года прогнозировали быструю девальвацию до 45 или до 50 гривен за доллар. Но ни первого, ни второго не случилось. В феврале этого года официальный средний курс доллара составил 37,97 грн/$. А в январе – 37,87 грн/$.


Оптимизм против рисков

Мартовская дискуссия членов комитета по монетарной политике отличалась повышенным оптимизмом. В его основе все та же инфляция, которая вплотную приблизилась к нижней границе целевого коридора НБУ, выделение Украине макрофинансовой помощи ЕС и успешный третий пересмотр программы расширенного финансирования МВФ. Текущие показатели демонстрируют, что экономика достаточно неплохо приспосабливается к вызовам военного времени.

В то же время риски никуда не делись. Помощь от США до сих пор остается дискуссионным вопросом. Причем на этот раз члены комитета уже не были столь оптимистичны, оценивая «риски, связанные с ритмичностью и объемами внешнего финансирования». К тому же «вероятность сохранения высоких рисков безопасности в следующем году» в марте получила оценку «высокая».

Следующее заседание комитета по монетарной политике состоится в апреле. На нем, кстати, будет представлен обновленный макропрогноз НБУ, из которого текущие тенденции в украинской экономике будут более очевидными. А от цифр, представленных в нем, будут зависеть дальнейшие решения регулятора по ставке, процентной политике и валютной либерализации.

icon star icon star icon star

Хочешь оставить отзыв о работе Unex Bank?