Во время войны стремление украинских компаний к партнерству и взаимопомощи приобрело огромный масштаб и стало феноменом, который удивляет. Истории, когда вчерашние конкуренты помогали друг другу с релокацией, предоставляли оборудование и беспроцентные кредиты, чтобы бизнес мог встать на ноги после потери всех активов, стали уже привычными. Однако так было не всегда. Да и вообще в мире истории партнерства бизнеса не являются абсолютно общепринятыми. На каждый такой пример можно найти с десяток кейсов многолетних корпоративных войн.
И все же партнерство имеет смысл. Оно помогает делать настоящие рывки в развитии, запускать новые продукты и услуги, привлекать клиентов и улучшать сервис. Один из таких примеров – партнерство Target, седьмой по количеству супермаркетов американской розничной сети и всемирно известной сети кофеен Starbucks.
Почему Target стал открывать в своих супермаркетах кофейни под брендом Starbucks с 2003 года? Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться. Target – это не только супермаркеты. Это огромная корпорация, имеющая собственное финансовое подразделение, выдающее кредиты покупателям. Отдельное подразделение, управляющее свыше 30 самостоятельных брендов, под которыми производит и продает через собственную сеть очень много товаров: от продуктов питания до одежды и мебели. И, конечно, до партнерства со Starbucks в Target варили кофе и делали закуски.
Но почему-то в определенный момент компании решили объединить усилия и с 2003 года в каждом новом Target открывается кафе Starbucks. Кстати, речь идет о франшизе – кофейная компания не руководит заведениями под своим брендом в супермаркетах партнера, а только предоставляет лицензированные продукты и напитки и получает роялти. Но это уже детали. На самом деле речь идет о настоящем взаимовыгодном партнерстве: Target получает довольных клиентов, которые приходят в супермаркет, кроме прочего, потому что здесь можно выпить любимого кофе. Starbucks получает продажи и расширяет сеть.
Дешевые кредиты
Именно так и должно работать стратегическое партнерство. Не важно, какой бизнес у вас есть – всегда можно найти точки, в которых альянс приносит пользу обеим сторонам. Одна из довольно неочевидных составляющих такой выгоды недавно была наглядно продемонстрирована учеными из Техасского университета.
Они проанализировали 5343 кредита, выданных 1254 заемщикам, входившим в состав стратегического альянса, американскими банками с 1991 по 2016 год. В частности, их интересовало, получит ли одна из компаний такого союза выгоду, если будет получать займ в банке, в котором обслуживается второй партнер. И их гипотеза подтвердилась:
- В таких случаях заемщики имели на 6% больше шансов получить финансирование.
- Процентные ставки по кредитам при этом были в среднем на 0,13 процентных пункта ниже. Это может показаться не слишком серьезным преимуществом, но следует учитывать уровень процентных ставок в США.
- В итоге это привело к снижению средней стоимости заимствований на 7%.
Это только обобщенные показатели, без учета масштабов, узнаваемости объединивших усилия компаний и т.д. Эффект был гораздо более существенным, если, например, новость о партнерстве вызвала положительную реакцию на фондовом рынке.
Особенно значительный положительный эффект также фиксировался в случаях, когда за кредитом обращалась компания с традиционно слабыми прозрачностью и качеством бухгалтерского учета. Но при этом в партнерах с такой компанией был хорошо известный банку бизнес с гораздо более высокой культурой учета и отчетности.
Авторы работы делают очевидный вывод: партнерство может оказаться полезным не только с точки зрения темпов развития компаний и выхода на новые рынки. Но и с точки зрения стоимости заимствований. Однако при этом важно правильно выбирать партнеров.