Шоппинг доставляет удовольствие. Это факт. Но может ли он сделать человека действительно счастливым? Ученые не уверены в этом. Многие из них критикуют шоппинг и не рекомендуют использовать его в качестве психотерапевтического упражнения. Ибо, во-первых, удовольствие от покупок длится очень недолго, а, во-вторых, вызывает зависимость: как только положительный эффект исчезает, нужно снова отправляться в магазин за новой порцией эндорфина.
Всемирный банк в 2018 году подсчитал, что почти 70% американской экономики составляют потребительские расходы. Как бы то ни было, современный мир буквально крутится вокруг шопинга. И если его можно избежать, когда речь идет о новом платье или спиннинге, то без товаров первой необходимости не обойтись. Следовательно, тратить деньги – это не только нормально, это просто необходимо.
А вот превращать шоппинг в основное хобби не стоит. И дело не только в том, что это может вызвать зависимость и проесть бешеную дыру в семейном бюджете, но и в том, что существует гораздо более эффективный с точки зрения получения гормона счастья способ потратить деньги.
Покупай опыт, а не вещи
В 2020 году Амит Кумар, профессор маркетинга и психологии Факультета маркетинга и психологии Техасского университета в Остине, опубликовал в журнале экспериментальной социальной психологии результаты интересного исследования, в котором приняли участие 2635 взрослых американцев.
В течение нескольких месяцев они получали на свой смартфон приглашения пройти небольшой опрос. Иногда вопросы вообще были отвлеченными и не касались покупок. Например, участников могли спросить, что они делали вчера, в котором часу легли спать и т.д. Но время от времени их спрашивали, делали ли они недавно какие-нибудь покупки. Если участник отвечал утвердительно, ему задавали еще ряд вопросов.
В частности, помогавших отнести покупку одну из двух категорий: материальная или эмпирическая. К материальным покупкам относились любые вещи. Бытовая техника или одежда, электроника или косметика. К эмпирическим – опыт. Например, билеты на концерт или футбол, обед в ресторане, путешествие и т.д.
Думаю, что ты догадался, что во всех случаях эмпирические покупки приносили людям гораздо большее ощущение счастья, чем покупки вещей. Даже когда авторы работы выделили среди материальных покупок такие, которые были в конце концов предназначены для досуга и отдыха, скажем новенький гриль, набор для пикника или для себя лично, уровень счастья от них значительно проигрывал покупкам опыта. И это даже при том, что средняя стоимость эмпирических покупок была в три раза меньше цены приобретенных товаров: $373,60 против $1126,91.
В среднем уровень счастья от обычной материальной покупки почти не отличался от уровня, который участники испытывали, когда отказывались от покупки вовсе.
Расходы на опыт объединяют
Но это еще не все. В марте этого года Амит Кумар опубликовал еще одно похожее исследование. Однако на этот раз он сосредоточился на изучении зависимости между типом расходов и социальной связи. В семи экспериментах с участием 1400 человек он доказал, что эмпирические покупки социализируют гораздо лучше материальных.
В таких случаях люди ощущали гораздо больше связи и родства с теми, кто покупал схожий опыт. Одной из причин этого феномена автор работы считает тот факт, что эмпирические покупки гораздо больше говорят о человеке, чем материальные. Так что когда ты стоишь за билетом на концерт Океана Эльзы, соседи по очереди будут казаться гораздо роднее, чем покупающие точно такое платье у H&M.
Такие затраты вызывают гораздо меньше зависти, когда речь идет о покупке одинакового товара разного качества или ценовой категории. Поэтому зритель спектакля из партера будет испытывать гораздо больше родства со зрителем на галерке, чем два владельца айфонов разных генераций.
Тебе может показаться очевидным, что эмпирические покупки гораздо лучше социализируют. Ведь на концерт мы обычно ходим с друзьями, а в путешествие отправляемся всей семьей. Однако автор работы настаивает: речь идет об ощущении причастности к обществу и даже человечеству, как бы пафосно это ни звучало.
Теперь ты знаешь, как правильно тратить деньги, чтобы получить собственную порцию счастья и чувствовать себя лучше. Конечно, это не значит, что теперь нужно все свободные средства направить на концерты и посещение зоопарка. Но при прочих равных, если шопинг для тебя является частью досуга, вместо нового платья или спиннинга лучше купить билеты в кино или театр.