Отделения и банкоматы

Украина без людей. Как правительство планирует преодолеть демографический кризис

04 октября

С начала полномасштабной войны Украина стремительно теряет население. Если в январе 2022 года в стране проживало 42 миллиона человек, то в середине 2024-го численность населения оценивалась в 35,8 млн. Более того, при текущих тенденциях, даже если война закончится быстро и победой для нашей страны, к 2051 году население Украины сократится до 25 миллионов.

Такие данные содержит правительственная стратегия демографического развития Украины на период до 2040 года, опубликованная в конце сентября 2024 года.


Пессимистический сценарий – базовый

На самом деле это вовсе не пессимистический сценарий, опирающийся на гипотезу длительной войны на многие годы. Это лишь трезвая оценка существующих демографических тенденций, многие из которых никуда не денутся, даже если война завершится быстро. А ее длительное течение будет только усугублять и без того не слишком оптимистический сценарий.

Принятая правительством стратегия в части оценки текущей ситуации выглядит одновременно и очень тревожной и весьма трезвой. Из нее очевидно: государство очень хорошо видит существующие и потенциальные демографические риски. Понимает, какие последствия для экономики и перспектив Украины несет масштабная депопуляция. Которая не просто может произойти, а уже реализуется.

Я говорю не только об очевидных рисках верхнего уровня, вроде вынужденной миграции, повышенной смертности и пониженной рождаемости. Но и о гораздо более глубоких вещах, которые в конечном счете и приводят к кризису. Вроде проблем с качественным образованием и вообще доступом к нему.

Последняя особенно актуальна сейчас, когда из-за процессов внутренней миграции инфраструктура условно безопасных регионов Украины оказалась слишком перегруженной.

Первое правило «материнского клуба» – сначала запишись в очередь на садик, а потом планируй ребенка.

Конечно, я немного преувеличиваю. Но если мы говорим об образовании в разрезе демографии, следует учитывать не только институты и университеты. Начинать нужно с детских садиков, продолжать школой. При этом думать не о стенах, а о качестве. Вместе с достаточной финансовой поддержкой рождения ребенка от государства это едва ли не важнейший элемент политики стимулирования рождаемости.

А пока ученые (даже разработчики стратегии не оперируют официальными данными Госстата, ссылаясь на оценки) констатируют рекордное падение коэффициента фертильности (среднее число детей, которые рождены одной женщиной в течение жизни) до 0,9 в 2024 году.

Американское центральное разведывательное управление на днях вообще шокировало, сообщив, что Украина является абсолютным мировым рекордсменом по смертности и занимает последнюю строчку по рождаемости.


Вернуть мигрантов: миссия невыполнима?

Первой в перечне демографических рисков правительственная стратегия отмечает масштабную миграцию. Если опираться на данные пограничников, с начала полномасштабной войны из Украины выехало на 3,5 миллиона украинцев больше, чем вернулось на родину. Однако это, скорее всего, несколько уменьшенная цифра, ведь Евростат в октябре отчитывался о 4,1 миллионах бенефициаров временной защиты в странах Европы. Вместе с миграцией в р##сию, добровольной или принудительной, за рубежом сейчас находится около 5 млн украинцев.

Вернуть их на родину после завершения войны – одна из приоритетных задач государства. Но в правительстве понимают: сделать это может быть не так-то просто. Кто за долгий период сможет интегрироваться в новую среду, найти работу и после открытия границ еще и стимулировать переезд мужа из Украины. У кого-то появится новая семья, и таких кейсов, к сожалению, уже очень много.

И очень грустно, что правительственная стратегия на самом деле не содержит реально действенных предложений, которые могли бы стимулировать возвращение вынужденных мигрантов. Проблемы здесь прекрасно понимают: таким семьям нужны жилье и работа, базовые коммунальные и социальные услуги, детские сады и школы. Но стратегия почти не предлагает ничего конкретного, очерчивая задачи лишь общими фразами: способствовать возвращению, уменьшению оттока, усилению коммуникации.

Здесь можно возразить: это же всего лишь стратегия, она по определению не может содержать конкретного плана мероприятий. Но это не совсем так, потому что встречаются в документе и гораздо более подробно сформулированные предложения.

«Необходимо разработать институциональные инструменты для быстрого выявления и реагирования на проблемы украинцев в других странах, с целью усиления ощущения, что Украина как государство всегда и в любой ситуации будет защищать интересы своих граждан в любом месте», - говорится в стратегии.

Понимают в правительстве и необходимость работать с образованием: «введение современных программ обучения, отвечающих потребностям рынка труда и мировым тенденциям, позволит молодым украинцам приобретать конкурентоспособные навыки и оставаться в Украине, осознавая перспективы профессионального роста».

В то же время у стратегии нет упоминаний о насущных проблемах современных украинских школьников, проживающих за границей, которые до сих пор пытаются учиться одновременно в двух школах. Или о вопросах их интеграции в украинскую образовательную среду после возвращения в Украину. Хотя это критически важный вопрос.


Родина - мать

Я не хочу безосновательно критиковать эту стратегию. Хорошо, что государство в принципе думает о таких важных вопросах, до мельчайших деталей понимает проблематику и хочет двигаться в правильном направлении. Однако порой ей не хватает простой человечности.

Было бы здорово, если бы страна относилась к своим гражданам, как к детям. К маленьким – как к маленьким, давая им максимум заботы, поддержки и возможностей. А к взрослым, как к взрослым. Поддерживая мудрым советом, помогая опытом. И получая от своих детей финансовую поддержку в виде налогов, готовность толпой восстановить крышу, которую снесло ураганом. Украинцы умеют это делать, как мало кто в мире. И справедливо гордятся этим умением.

Такое отношение государства важно не только для того, чтобы мигранты возвращались из стран Европы на родину. А еще и для того, чтобы в обществе внутри страны не создавалась токсичная атмосфера по отношению к тем же мигрантам. Потому что каждый раз, когда в обществе начинает дискутироваться тема введения каких-либо ограничений или запретов для украинцев за границей, дистанция между первыми и вторыми растет.

Это не фантазия. В марте этого года в интервью Главкому генеральный директор КМИС Владимир Паниотто отметил: «Украинцы хуже относятся к тем соотечественникам (и особенно к мужчинам), которые после начала полномасштабного вторжения выехали за границу, чем к внутренне перемещенным лицам. Относительно первых существует представление, что «они по европам наслаждаются жизнью, а мы здесь страдаем». Это может быть впоследствии одной из причин невозвращения».

Конечно, есть разные кейсы. Но не следует на одном или двух примерах делать выводы о миллионах. Если, конечно, мы действительно хотим, чтобы беженцы вернулись в Украину. А хотеть этого выгодно каждому. Ведь демографическая пустыня несет невероятно большую опасность для страны и ее экономики.

icon star icon star icon star

Хочешь оставить отзыв о работе Unex Bank?