Согласно данным исследования MasterIndex, регулярно проводимого по заказу компании MasterCard, 51% опрошенных украинцев готовы в ближайшие 2 года отказаться от визитов в банковские отделения и полностью перейти в онлайн в части получения банковских услуг.
Круто, но грустно
На первый взгляд, цифра выглядит невероятной. Но, несмотря на очевидные сдвиги в общественном восприятии цифровых банковских услуг, на самом деле до банковской революции еще очень далеко. Во-первых, приведенные данные получены путем опроса относительно небольшой группы респондентов (1502 человека в возрасте от 18 до 60 лет), проводившегося онлайн. Так что абсолютно релевантными считать их нельзя. Во-вторых, другие показатели, приведенные в исследовании, по меньшей мере, требуют внимания.
Вряд ли кто-нибудь удивится, что 94% опрошенных украинцев пользуются услугами цифрового банкинга. Так же как и тому факту, что 75% из них предпочитают мобильные приложения. Это довольно очевидные факты, учитывая охват населения смартфонами и функциональные преимущества приложения перед веб-альтернативами.
Не является чем-то удивительным и тот факт, что самыми популярными цифровыми услугами в банковских приложениях являются пополнение мобильного и перевод средств с карты на карту (82% и 80% респондентов назвали именно эти сервисы).
Что такое интернет банкинг
Интернет банкинг – это комплекс программного обеспечения, позволяющий клиентам удаленно управлять своим счетом и средствами на нем. Под термином интернет-банкинг можно понимать что угодно. К примеру, просмотр последних операций по счету также является частью системы онлайн банкинга. Более того, несколько лет назад это была едва ли не единственная услуга, доступная частным клиентам через сеть интернет.
Но со временем список доступных сервисов существенно увеличился. Сейчас в интернет-банкинге можно не только оплачивать счета и переводить деньги, но и открывать депозиты, оформлять кредиты, вести бюджет и смотреть аналитику по расходам.
Но чем от него отличается мобильный банкинг
Более того, в современном мире для этого даже не нужен компьютер или ноутбук, ведь теперь у каждого есть банк в смартфоне. Мобильный банкинг – это тот же интернет-банкинг, но реализованный на базе операционных систем для смартфонов. Он создан таким образом, чтобы выполнение нужных задач с деньгами было максимально удобно и адаптировано под экран гаджета. В конце концов современные системы стали настолько продвинутыми и органическими, что больше напоминают банк в телефоне, чем приложение для управления счетом.
В то же время на третьем месте с достаточно существенным отставанием оказалась оплата коммуналки. Только 72% опрошенных пользуются ею в приложении. Почему «лишь»? Ответ на этот вопрос нетрудно наглядно увидеть под отделением почти любого банка в районе 20 числа каждого месяца, когда в кассы выстраиваются очереди из украинцев с квитанциями за воду, свет и газ.
Инфографика – MasterCard
Только за последние 5 лет, согласно данным НБУ, совокупное количество отделений банков в Украине сократилось с 9489 до 5336. Один только Приватбанк за этот период закрыл 1033 отделения и сейчас имеет только 1210 офисов по стране. Казалось бы это должно радикально увеличить долю украинцев, пользующихся более сложными финансовыми услугами в смартфоне. Но банковские приложения в большинстве своем все еще используются на 10-20% от их возможностей.
Украинцы смотрят в будущее
Откровенно разочаровывают и еще два показателя. Оказывается, даже среди интернет-пользователей только 14% украинцев открывали в приложении депозит или оформляли карточку онлайн. Разочаровывают не сами цифры, а тот факт, что при этом же 61% опрошенных хотели бы иметь возможность открывать карточки в интернете, не посещая отделения.
Другими словами, множество людей просто не знают о существовании такой опции. Несмотря на то, что уже многие банки имеют такие продукты в линейке и даже прилагают усилия к их продвижению на рынке. Наверное, этих усилий недостаточно.
Инфографика – MasterCard
И все же результаты исследования скорее вдохновляют, чем наоборот. Оказывается, 21% хотели бы видеть в приложениях возможность приобретения акций и облигаций. 22% не прочь получить услугу финансового консультирования по управлению активами. А 51% опрошенных хотели бы иметь универсальное приложение для управления сразу несколькими счетами и картами разных банков.
Во-первых, это не фантастика. Рынок и регулятор двигаются в направлении Open Banking. Уважаемые ассоциации, например ЭМА, активно сотрудничают с государственными органами по конкретным технологическим и нормативно-правовым решениям для его запуска, так что через несколько лет, а может и быстрее, такие приложения могут появиться.
Во-вторых, и это самое главное, большинство украинцев готовы к таким решениям и стремятся их использовать. Это вообще не похоже на поведение классических консерваторов от потребления. Это абсолютные новаторы, готовые даже в зоне повышенной опасности, к которой, без сомнения, люди всегда относили все финансовые вопросы, пробовать что-то новое.
Вероятно, когда такие возможности в конце концов появятся в виде готовых решений, картина изменится. Проверить это на практике можно будет только после того, как будут готовы технологические решения для обмена данными между банками и нормативное регулирование для Open Banking. А к тому времени банкам и так есть над чем работать: нужно рассказать украинцам о возможности открытия счетов и карт, оформления депозитов и кредитов онлайн. Чтобы наконец отойти от парадигмы, что банковское приложение нужно только для пополнения мобильного.