Отделения и банкоматы

Жизнь в долг. Чем чревата рекордная закредитованность Украины

01 мая

По оценкам МВФ, к концу 2024 года соотношение государственного долга Украины к ВВП достигнет 94%. В этом нет ничего удивительного, учитывая сверхдефицитный бюджет и активность, с которой правительство привлекает новые долги для его закрытия.

Порог в 100% госдолга к ВВП часто указывают как некий критический уровень. Определенная логика в этом есть: большая закредитованность страны приводит к росту затрат на обслуживание долга. В результате вместо инвестиций в развитие правительство вынуждено тратить значительную часть дохода на платежи по кредитам.

В программе управления госдолгом, утвержденной приказом Министерства финансов в январе 2024 года указано, что в течение года только на обслуживание долга, то есть выплату процентов, предстоит потратить чуть более 400 млрд грн.

Если прибавить к этой сумме еще свыше 600 млрд грн погашения долга, выйдет, что до конца года общие «долговые» расходы страны составят 1,046 трлн грн. К счастью, две трети из этой суммы – внутренний долг, что снижает давление на гривну.


x

Но все же сравни эту цифру с плановыми доходами бюджета, которые в 2024 году должны составить 1 768 млрд грн. И станет понятно, почему многие экономисты любят критиковать чрезмерную закредитованность экономики, а международные организации вроде МВФ так настаивают на сбалансированном бюджете.


Война меняет правила

Впрочем, все эти рассуждения теряют всякий смысл, как только мы вспоминаем о войне. В самом деле, бюджет 2024 года сверстан с доходами 1,77 трлн грн. При этом расходная часть сметы почти вдвое больше – 3,35 трлн грн. Вовсе не потому, что правительство тратит деньги на безумный популизм или чрезмерный инфраструктурные проекты. А потому, что страна вынуждена бороться за свое выживание. Половина из всех расходов бюджета этого года (1,7 трлн грн) – это безопасность и оборона.

Не думаю, что нужно объяснять, чем чреват отказ от финансирования этих расходов. Потому все разговоры о чрезмерной закредитованности страны здесь не уместны. Более того, такие вопросы не задают даже ключевые кредиторы и доноры Украины. Конечно, МВФ твердо стоит на позиции усиления фискальных мер. То есть, по сути, просит поискать новые или оптимизировать существующие источники наполнения бюджета внутри страны. Однако никто не ставит вопрос о достижении бездефицитного бюджета.

Проще говоря, привлечение новых долгов для обеспечения обороны – абсолютно нормальная практика. Намного более безопасная для экономики, чем «печатный станок».

Это, впрочем, не означает, что дискуссии относительно долгов нужно прекратить. Говорить о них нужно. Равно как и искать способы минимизировать их давление в будущем.


Долги нужно отдавать?

Существует мнение, что в сложившейся ситуации Украине вовсе не придется отдавать значительную часть предоставленного финансирования. Дескать, после войны, в период восстановления страны, кредиторы будут массово прощать Украине кредиты. Однако делать ставку на этот сценарий нельзя. Наверняка такие кейсы будут, но системными подобные решения окажутся вряд ли.

В мировой практике есть примеры списания от 30% до 100% суверенного долга. В том числе и со стороны МВФ. Однако их не так много – всего около полутора десятка за последние 40 лет. Потому всерьез рассчитывать на всеобщее прощение долга не стоит.

Вероятные репарации или экспроприация обездвиженных активов агрессора могли бы решить проблему. Но никаких гарантий, что такие решения будут приняты, не существует. Все это означает, что скорее всего Украине придется работать с долгами полноценно. Не без реструктуризаций, пересмотров графиков, рефинансирования, но все же придется.

Хорошая новость заключается в том, что большая часть привлекаемых Украиной кредитов после начала войны, являются льготными и долгосрочными. Отдавать дешевеющими деньгами беспроцентный долг в течение 30 лет – не такая большая проблема.

Так что, читая новости про новые долговые рекорды Украины, не нужно предаваться панике. Сейчас они – жизненная необходимость, капельница, без которой невозможно выжить. А после победы, в период быстрого восстановления экономики, притока инвестиций, наращивания ВВП, их давление, скорее всего, будет не настолько значительным.

icon star icon star icon star

Хочешь оставить отзыв о работе Unex Bank?