Думаю, никто из нас не любит «задач со звездочкой». Вполне логично, что при прочих равных любой человек будет избегать сложных упражнений, требующих значительных усилий. Ведь они съедают массу времени, выполняя их радикально возрастает риск допустить ошибку. И это у жне не говоря о малоприятных тревогах и переживаниях. Но оказывается, что стратегически каждому из нас следует стремиться к новым сложным задачам, ведь это полезно для умственного здоровья.
Когнитивные расстройства в почтенном возрасте довольно распространенной проблемой. Не всегда речь идет о серьезных диагнозах, но с возрастом умственные способности человека снижаются. Одним из способов замедлить этот процесс является активная умственная деятельность. Врачи рекомендуют пожилым людям разгадывать кроссворды и головоломки, больше общаться, учить иностранные языки. То есть, выполнять регулярную ментальную гимнастику.
Работает ли на самом деле такой подход – неизвестно, но куча различных исследований демонстрируют положительную связь с активной умственной деятельностью и сохранение когнитивных способностей в пожилом возрасте. Вот почему группа ученых из Норвегии решила проверить, помогают ли профессии поддерживать умственные способности будущих пенсионеров.
Думать полезно
Для этого они собрали и проанализировали данные более 7000 граждан, представлявших 305 различных профессий. Всех участников исследования разделили на 4 группы по типу профессиональной умственной нагрузки.
Скажем рабочие специальности, как, например, работа за станком на фабрике, а также почтальонов и охранников отнесли к группе рутинных «ручных» заданий. Бухгалтеров, деловодов и подобные профессии отнесли к категории рутинных когнитивных заданий. Учителя и разнообразные коучи попали в группу нерутинных межличностных заданий. Аналитики, журналисты, руководители и программисты и т.п. – в группу нерутинных аналитических заданий.
Каждый участник исследования в возрасте 70 лет и старше прошел тестирование на память и мышление, а полученные результаты были дополнительно скорректированы с учетом ряда других критериев, которые могли бы повлиять на итоговый результат: возраст, пол, образование, доход и факторы образа жизни.
Выяснилось, что распространенность легких когнитивных расстройств в группе профессий с наименьшими когнитивными требованиями составила 42%. А вот в группе с самыми высокими требованиями – всего 27%.
Стремиться к новому
Авторы работы предупреждают: приведенные результаты могут быть как приуменьшенными, так и преувеличенными. Все же одна лишь запись в трудовой не может однозначно свидетельствовать о реальной умственной нагрузке. Теоретически охранник может интересоваться научными открытиями и изучать языки. А учитель выполнять свою работу сугубо по спущенной сверху инструкции.
К тому же одна и та же должность в разных организациях может означать совершенно разные когнитивные требования к работнику. Тем не менее, связь между профессией и когнитивным здоровьем оказалась настолько значимой, что игнорировать ее не стоит.
Понятно, что в реальной жизни почтальоны не так уж часто становятся программистами. А учителя переквалифицируются в охранники далеко не каждый день. Так что тебе может показаться, что в приведенных выводах, как и в самом исследовании, нет никакого смысла.
Но ты можешь сделать и другой, гораздо более полезный вывод. К примеру, перестать разглядывать задачки со звездочкой, приходящие от руководства, как проблему. И начать относиться к ним как к возможности: прокачать скалы, познакомиться с новыми людьми, узнать, о чем раньше и не догадывался. И сохранить умственную молодость вплоть до солидных лет.