7 июля 2023 года в украинских СМИ появилась новость о якобы требовании Международного валютного фонда закрыть доступ крупным предприятиям к финансированию по льготной программе «5-7-9%». Дескать, такое требование содержится в обновленном меморандуме с Фондом вместе с другими четырьмя новыми структурными маяками.
Причем здесь МВФ
Прежде всего отмечу, что в Украине время от времени начинают излишне демонизировать МВФ. В большинстве случаев ключевой до недавнего времени кредитор нашего государства лишь указывает на потенциальные проблемы, которые могут повлечь за собой те или иные экономические факторы. И предлагает властям самостоятельно найти выход и предложить решение.
Ровно так задан вопрос и по программе «5-7-9%» в обновленном меморандуме. Действительно, в документе среди других появился структурный маяк, согласно которому Украина обязуется до конца сентября этого года подготовить концепцию постепенного сужения программы и смещения акцента по ней именно на малый и средний бизнес. Но, во-первых, пока речь идет только о концепции, а не о реформировании программы. А во-вторых, МВФ не видит ничего плохого в самой программе.
Внимание на нее в Фонде обратили только из-за потенциальных фискальных рисков. «Программа выросла с 5% чистого гривневого кредитования юридических лиц в 2020 году до 26% по состоянию на конец 2022 года. На долю программы приходится большая часть новых кредитов с начала войны», – говорится в меморандуме.
Другими словами, в МВФ констатируют, что государство вынуждено тратить все больше и больше денег на компенсацию кредитных ставок по программе. Хотя и не единожды признают: «5-7-9%» стала спасительным кругом не только для бизнеса, в том числе и аграрного, но и для экономики страны в целом.
Данные и инфографика - министерство финансов Украины
Большим здесь не место
Следует признать, что программа, которая рождалась как способ стимулировать предпринимательскую активность украинцев, в тяжелые времена пандемии и войны сильно трансформировалась. В МВФ абсолютно правы – украинский бизнес сейчас не хочет даже слышать о кредитовании вне программы.
В этом нет ничего удивительного, учитывая ставку НБУ на уровне 25% и дороговизну ресурсов на финансовых рынках. Кто захочет кредитоваться под 25-30% годовых, когда можно под 5-7-9?
Если смотреть на ситуацию исключительно с точки зрения бизнеса, любые ограничения для крупного бизнеса станут проблемой для него. Кто-то даже может усмотреть в таких намерениях дискриминацию. Но можно ли оценивать ситуацию только под таким углом?
Государство должно заботиться о многих. Военные, их семьи, миллионы безработных и внутренне перемещенные лица, оставшиеся без жилья люди. О микро-, малом и среднем бизнесе, которому гораздо труднее выживать в условиях заоблачных ставок. Именно об этом и говорит МВФ: помощь должна быть адресной. Тот, у кого больше сил, должен по меньшей мере пытаться справляться своими силами.
Есть еще одна проблема: конкуренция на банковском рынке. Доминирование программы в сегменте кредитования бизнеса фактически убило конкуренцию на рынке. Банки потеряли смысл бороться за клиента, искать способы привлечения дешевого фондирования, чтобы предложить лучшие условия для крупных клиентов.
Всё это в условиях войны кажется несущественным, но в экономической истории еще не было случаев, когда от потери конкуренции выигрывал клиент. Следовательно, на стратегическом промежутке времени дальнейшая монополизация кредитного рынка программой «5-7-9%» крайне опасна. Промедление с ее оптимизацией или даже дальнейшее расширение может оказаться ловушкой. Не только для бизнеса, а для всей экономики.
Кто за бортом
Уверена, понимают это представители финансовой власти Украины. Как и большинство других решений во время войны это не будет простым. Но все же придется искать способы и алгоритмы, которые сузят программу.
Самый простой из них – ограничение доступа по размеру выручки компании. Вероятно, такое решение в конце концов и будет принято. Вопрос только в том, каким должен быть порог входа в программу. В современной градации "большим", по программе, считается бизнес с выручкой более 50 млн евро. То есть около 2 млрд. грн. Но и это может показаться слишком высокой планкой.
Вопрос размера бизнеса в принципе субъективный. Невозможно установить единую, правильную для всех шкалу. По своему опыту могу сказать, что крупным бизнесом можно считать компании с выручкой более 0,8-1 млрд. гривен в год. Для понимания это показатель фермерского хозяйства, обрабатывающего около 10 тысяч гектар земли. Не так уж мало.
Ограничение по размеру выручки не единственный возможный вариант. Для таких предприятий, например, можно установить повышенную ставку. Или ограничить размер кредита по программе. Возможны и еще более тонкие настройки. Например, по виду деятельности – таким образом можно сохранить льготы для наиболее нуждающихся в ней секторов экономики (скажем, энергетика). Или для тех, чья работа может дать самый большой инвестиционный мультипликатор (например, строительство жилья).
Но какую бы модель в конце концов ни выбрало правительство, начинать ее внедрение можно только после перехода к этапу снижения учетной ставки. Многие украинские бизнесы смогли выжить и продолжить генерировать добавленную стоимость исключительно благодаря программе «5-7-9%». Слишком резкие изменения в условиях дороговизны ресурсов могут принести больше вреда, чем пользы.
Кто-то вовсе решит прекратить бизнес-деятельность, кто-то заморозит любые проекты развития, а кто-то свернет бизнес до минимума – зачем нести риски и получать прибыль на уровне инфляции, если можно разместить оборотные средства на депозите? В результате получим новые волны безработных, замедление восстановления экономики и новый навес ликвидности в банковской системе.
В итоге, думаю, решением этой непростой задачи станет постепенное – в несколько этапов – сужение параметров программы. Первые шаги можно ожидать уже в конце года, когда, по прогнозам членов монетарного комитета НБУ, учетная ставка снизится до 20-21% годовых. А готовиться к ним, по меньшей мере, ментально, следует уже сейчас. К слову, мы в Unex Bank готовы поддержать большой бизнес уже сегодня. Ведь он – это значительная часть украинской экономики, которая должна быть не менее стойкой, чем другие. Чтобы стойкой оставалась вся страна.