Отделения и банкоматы

Почему дорожает доллар или эффект гибкого курса

20 сентября

На наличном валютном рынке с начала недели наблюдается настоящее ралли. С понедельника по среду стоимость американской валюты росла каждый день на 20 копеек и к середине недели достигла отметки 38,70 грн/$. В последний раз до таких отметок курс добирался в марте этого года. Тогда, правда, гривна укреплялась с более высоких уровней.


Почему дешевеет гривна

Экономических причин для роста курса много. Но ни одна из них не может объяснить сегодняшнюю ситуацию. В самом деле, торговый баланс глубоко дефицитный, импортеры в начале осени активизируют закупки товаров накануне зимнего роста потребительского спроса. Который, кстати, в условиях войны подпитывается не только подарками под елку, но еще и опасениями по поводу повторения блекаутов прошлогодней зимы.

Все эти вызовы фактически парирует Национальный банк, закрывающий дефицит безналичной валюты в пределах разрешенных валютными правилами объемов. Еще существует так называемый серый импорт, который в значительной степени представляет собой мелких предпринимателей, которые закупают спекулятивно популярные товары, как те же павербанки и генераторы, завозят их в Украину мелким оптом и продают в розницу. Но их гривневые ресурсы не безграничны – создать такое давление на гривну на длительном временном промежутке они не способны. Что же произошло?

Первое, что следует понимать – курс гривны растет исключительно на наличном рынке. Искать источник повышенного спроса следует именно здесь, ведь все источники на безналичном рынке, как уже отмечалось выше, закрывает интервенциями регулятор.


Монстр по имени Гибкий курс

В течение прошлой недели произошло два важных события, существенно изменивших настроения на рынке. Первая – выступление главы Минфина на экономическом форуме. Где он отметил, что ведомство озабочено укрепляющимся курсом гривны, поскольку это сдерживает экспорт. И добавил, что в Минфине ожидают на следующий год курс на уровне 41,4 грн/$.

На тот момент наличный курс постепенно снижался под давлением конкуренции со стороны нового инструмента: за несколько дней до того НБУ разрешил украинцам покупать безналичную валюту онлайн на 50 000 гривен в месяц в одном банке. А также вдвое увеличил лимит на покупку валюты с размещением на трехмесячном депозите.

Но слова министра общество прочитало однозначно – курс будет повышаться. Вдобавок через три дня спустя было запланировано заседание монетарного комитета НБУ и решение правления по учетной ставке. Сама ставка имеет косвенную связь с курсом, но на таких заседаниях иногда принимаются решения не только по учетной ставке. Так что эксперты и обычные люди начали увязывать два события, ожидая какого-то шокового решения от Национального банка. Например – отмены режима фиксированного курса гривны.

В четверг Национальный банк объявил о снижении ставки на два процентных пункта и не принял ни одного валютного решения. Казалось бы, это чуть ли не мгновенно должно было успокоить рынок. Но во время пресс-брифинга главе НБУ пришлось ответить на самый горячий экономический вопрос недели: будет ли гибкий курс и когда его ждать.

Андрей Пышный ответил одновременно и честно, и не сказал ничего нового. Альтернативы возврату к гибкому курсообразованию нет. Однако никаких четких дат или графиков в НБУ также не существует. Отказ от фиксированного курса произойдет, когда для этого сложаться необходимые условия.


Немного гипотез

Эти слова главы Национального банка не только не успокоили людей, но и добавили поводов для разговоров и конспирологических теорий. За последнюю неделю вопрос о гибком курсе мне задавали, кажется, полсотни раз. От журналистов до друзей и родственников. Ведь гибкий курс пугает.

В результате на валютном рынке начался настоящий ажиотаж. Люди, малый бизнес, импортеры: все, кто имел свободную гривну, время, вдохновение и возможности с точки зрения ограничений НБУ, стремились приобрести валюту.

Мы фиксировали существенный рост спроса на валюту изо всех источников в последние две недели. Люди покупают доллары на депозит, в приложении в пределах 50 000 гривен, в кассах наличными. И такая же ситуация на всем рынке. Курс не имеет значения, ведь 38,6 грн/$ это меньше, чем 41,4 грн/$.

Конечно, вины ни НБУ, ни Минфина в этом курсовом ралли нет. Ни министр финансов, ни глава НБУ ничего не сказали о планах пересмотра курса или отказе от фиксированного показателя. Более того, все сказанное не является чем-то новым. Очевидно, что Минфин не удовлетворен курсом 36,57 грн/$, когда в бюджете заложена отметка 42,2 грн/$. Но это не значит, что НБУ запланировал какое-нибудь повышение.

В самом НБУ озвученные Андреем Пышным тезисы до минувшей недели артикулировались раз десять. А может, и больше.

Возможно, я идеализирую представителей финансовой ветви власти. И все же справедливо отметить, что высказанные ими позиции последовательны и однозначны. Приближаемся ли мы к гибкому курсу? Однозначно да. Время идет, НБУ принимает все новые и новые шаги по либерализации валютных правил. Это первая из задач на пути к гибкому курсу, неоднократно озвучиваемая в НБУ. Следовательно, каждый минувший месяц еще на месяц приближает нас к возвращению гибкого курса.

Но. Во-первых, в этом вопросе не может быть даже речи о каких-либо утвержденных датах. Ситуация слишком изменчива, чтобы заранее строить графики и планировать шаги. Во-вторых, что именно следует понимать под гибким курсом?

«Мы будем своими валютными интервенциями компенсировать структурный дефицит валюты на рынке, создавая ситуацию, чтобы курс мог колебаться как в одну, так и в другую сторону. При этом, особенно на первых стадиях курсовой гибкости, мы будем достаточно существенно ограничивать эти курсовые колебания», – сказал во время пресс-брифинга замглавы НБУ Сергей Николайчук.

Это может означать, например, что на первом этапе Национальный банк лишь расширит коридор допустимых колебаний курса межбанка, который сейчас составляет +/-1%. При этом продолжит закрывать интервенциями дефицит валюты. Если это произойдет, гибким такой режим курсообразования можно будет назвать только условно. Более того, в каком-то смысле даже сегодняшний режим можно назвать гибким. Только в сильно ограниченном диапазоне.


Смена фиксированного курса

Вторая вероятность – просмотр фиксированного значения. В качестве сценария его также нельзя исключать. В конце концов, один раз такой шаг НБУ уже делал. Но вот вопрос: какой курс следует считать справедливым?

В обычной ситуации на него мог бы ответить рынок. Рост импорта и потребностей в валютных поступлениях для его оплаты приводит к удешевлению национальной валюты и, соответственно, удорожанию импорта. Спрос на последний из-за дороговизны начинает падать, импорт сокращается. Следовательно, на его приобретение нужно меньше валюты. Эта упрощенная модель демонстрирует, как естественная девальвация национальной валюты балансирует торговые потоки и валютный рынок.

Но в воюющей стране она не может работать полноценно. Мы не откажемся от закупки топлива и других материалов, необходимых армии, только потому, что они стали дороже. Также мы не перестанем покупать генераторы и промышленные трансформаторы взамен уничтоженным российскими ракетами. Сколько бы они ни стоили, мы будем их покупать.

С другой стороны, экспортеры не могут увеличить поставки продуктов. Потому что не могут физически произвести больше из-за разрушенных цехов и заминированных полей. Да и с логистикой вопрос все еще стоит очень остро. В таких условиях рынок не может самостоятельно определить справедливый курс. А если не может рынок – не может никто. Какие бы математические модели и алгоритмы он ни применял.

Поэтому нужно констатировать: в текущих условиях справедливого курса не существует.

Это отлично понимают и в НБУ. Именно поэтому и не спешат освобождать доллар. В идеале для этого нужно, чтобы торги на МВРУ проходили хотя бы иногда бездефицитно или с минимальным дефицитом. На практике пока такого состояния на обозримом горизонте не просматривается. Но, вероятно, до достижения идеала регулятор тянуть не станет.


Покупать сейчас или подождать?

Гибкий курс не просто возможен, он неизбежен. Но ответа на самый ваджный вопрос, когда именно это произойдет, к сожалению, нет.

НБУ может это сделать еще в этом году, вероятнее – в следующем. Однако мы приближаемся к этому событию в любом случае.

Не буду врать – я ничего не знаю ни о начальной «ограниченной» модели гибкого курса, которая, скорее всего, будет предшествовать полному отказу от фиксированного значения. Ни о сроках ее запуска. Тем более у меня нет морального права отговаривать кого-то от покупки долларов или их продажи.

Но если уж очень хочется инвестировать свободную гривну в иностранную валюту, лучше все же вспомнить о возможности сделать это в безналичной форме гораздо выгоднее. На момент написания этого материала на наличном рынке доллары продавали по 38,7 грн/$. Те же доллары с размещением на трехмесячном депозите в Юнекс Банке можно было купить по 37,21 грн/$. Если пользоваться такой возможностью на все разрешенные 200 000 гривен, можно было бы сэкономить почти $200.

Покупать же валюту на панически растущем рынке – не самая лучшая стратегия. Особенно, если спустя пару недель вы планируете продать купленную валюту. Доказательством тому может служить резкий разворот курсового тренда во вторник. Если около обеда стоимость доллара на сером рынке достигала 38,7 грн/$, то уже к вечеру за него просили 38,4 грн/$.

icon star icon star icon star

Хочешь оставить отзыв о работе Unex Bank?